Привередливые шейхи


В Саудовскую Аравию Путин прибыл в воскресенье и провел двусторонние переговоры с королем Абдаллой, после которых были подписаны межправительственное соглашение о прямом воздушном сообщении, конвенция об избежании двойного налогообложения доходов и капитала и меморандум между Внешэкономбанком, Росэксимбанком и саудовским Фондом развития о сотрудничестве в финансировании торговли промышленной продукцией. А вчера Путин посетил российско-саудовский бизнес-форум. Председатель объединенной торгово-промышленной палаты Саудовской Аравии Абдуррахман ар-Рашед, открывая форум, сразу обратил внимание на низкий уровень взаимных инвестиций, не превышающий $5 млн. В ответ Путин предложил сотрудничать не только в нефтегазовой сфере, но и в области металлургии, атомной промышленности, транспорта.

На выступление саудовским бизнесменам давали не более трех минут, но за это время они успевали не только отдать дань “историческому событию” – приезду Путина, но и перечислить настойчивые просьбы к российскому правительству. Обобщенный список пожеланий саудовских предпринимателей выглядит так: снижение таможенных пошлин на саудовские товары, поставляемые в Россию, “скорейшее” создание совместной зоны свободной торговли, льготные условия для саудовских инвесторов, создание совместного российского-саудовского банка в помощь инвесторам, “обеспечение приезда саудовских бизнесменов в Россию”.

Такая настойчивость не расположила Путина к решению этих вопросов. Он ответил саудовским бизнесменам, что российское правительство и так снижает ввозные пошлины, посоветовал им открывать дочерние банки в России и предложил, прежде чем задумываться над созданием зоны свободной торговли, поучаствовать в российских экономических зонах, прежде всего в портовых.

Саудовские власти не спешат заключать контракты с российскими компаниями. Саудиты до сих пор не объявили результаты конкурса на строительство новой железной дороги стоимостью $2 млрд, в котором участвует ОАО “РЖД”.

Никаких договоров не подписал и гендиректор “Рособоронэкспорта” Сергей Чемезов. Зато он рассказал, что сейчас обсуждается заключение контракта с Саудовской Аравией на сумму порядка $1 млрд по поставкам танков Т-90С (около 150), БМП-3 и бронемашин. По словам полковника танковых войск, главного редактора “Обозрения армии и флота” Сергея Суворова, в августе 2005 г.

Т-90С совершил пробег со стрельбами в 1500 км по Саудовской Аравии без поломок и очень понравился саудовским военным, назвавшим его “верблюдом” за выносливость. А в испытаниях БМП-3 не было необходимости – саудовские военные прекрасно осведомлены об эксплуатации этих машин армиями ОАЭ и Кувейта, добавляет Суворов, так что шансы российских военных весьма высоки. Эта сделка имела бы даже большее значение, чем прошлогодние мегаконтракты в сфере ВТС с Венесуэлой ($3 млрд) и Алжиром (свыше

$7 млрд), поскольку не только открыли бы перед Россией самый емкий в мире оружейный рынок, говорит директор Центра АСТ Руслан Пухов, но и дали бы отношениям России с важнейшей исламской страной новое измерение, в том числе и в сфере безопасности. То, что во время визита президента не было заключено крупных контрактов, неудивительно – с Саудовской Аравией подобные сделки следует готовить долгие годы, говорит президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. Вчера же Путин посетил Катар, где провел переговоры с эмиром Хамадом бен Халифом аль-Тами. После переговоров Путин подтвердил журналистам, что одной из тем беседы стало обсуждение иранской идеи по созданию газовой ОПЕК. “Будем ли создавать, это вопрос, но координировать свои действия в этой сфере мы должны”, – заявил президент. Пока лидеры России и Катара договорились лишь о том, что россияне примут участие в конференции производителей газа, которая пройдет в Катаре. Интерес к инвестициям в эту страну имеет “Газпром”, добавил президент.