Electrolux ждет результатов


В конце 1990-х Страберг осознал преимущества рынков с дешевой рабочей силой. Это и стало основой программы реструктуризации Electrolux. За последние пять лет концерн закрыл 22 фабрики в странах с дорогой рабочей силой (например, в США), сократив 14 000 рабочих мест. Вместо них были открыты 12 новых производств в “дешевых” восточноевропейских и азиатских странах. Одновременно концерн увеличил вложения в разработку новых продуктов и инновации, а также изменил структуру поставок комплектующих: 40% финансирования в этой области ($7 млрд) теперь приходится на страны с дешевой рабочей силой. Четыре года назад на них приходилось всего 15%, а в течение следующих двух лет долю расходов на комплектующие из “дешевых” стран планируется довести до 60%.

По плану Страберга к предполагаемому моменту завершения программы – 2009 г. – на долю “дорогих” стран должно приходиться всего 40% производства против 85% в 2002 г. А ежегодная экономия должна составлять около $500 млн. Страберг рассказывает, что осознал преимущества рынков с дешевой рабочей силой в конце 1990-х, когда был главой подразделения оборудования для чистки полов. “На тот момент [1999 г.] у нас было 12 фабрик по производству пылесосов в странах с дорогой рабочей силой, а теперь их три”, – говорит менеджер. “Это был нелегкий период”, но именно тогда руководство Electrolux смогло осознать необходимость снижения издержек, продолжает он.

Сегодня Страберг должен отчитаться об итогах программы перед инвесторами, но похвастать ему пока нечем: операционная прибыль в 2005 г. примерно равна уровню 2004 г., а сокращение расходов в рамках программы было сведено на нет растущими затратами на сырье и маркетинг. Страберг считает сохранение операционной прибыли в 2005 г. на прошлогоднем уровне “досадным фактом”, но и его ставит себе в заслугу: компания смогла добиться тех же результатов при значительном повышении цен на сталь и другое сырье.

“Страберг заслуживает высокой оценки за разработку такой масштабной кампании, но придется подождать, пока она принесет результат”, – говорит аналитик Handelsbanken Capital Markets Кеннет Толл. Между принятыми мерами и их результатом существует временной разрыв и Страберг “еще только на полпути к цели”, напоминает он. Инвесторы пока тоже осторожны: с тех пор как Страберг весной 2002 г. занял свой пост, акции Electrolux подорожали на 62% – на 10% меньше, чем весь шведский фондовый рынок.

Сейчас в Electrolux работает 55 000 человек – по сравнению с 76 000 в 2001 г. Компания сокращала сотрудников и закрывала производства в таких странах, как Австралия, Дания, США, Германия и Испания, а новые открывала в Мексике, Польше, Китае, Таиланде, Венгрии и России. (FT, 13.02.2007, Кирилл Корюкин)