ИНТЕРВЬЮ: Георгий Кудинов, президент “Южного региона”


Интерес к СМИ у бывшего борца и тренера Георгия Кудинова появился почти 20 лет назад. Тогда, в 1987 г., он организовал кооператив “Спорт” и небольшую видеостудию “Южный регион” для съемок спортивных мероприятий. Спустя год видеостудия стала самостоятельной, начав производство коммерческих роликов и имиджевых фильмов для местных компаний, в 1990 г. появился первый в Ростове негосударственный телеканал “Южный регион”. А за следующие 16 лет “Южный регион” стал крупнейшей региональной медиагруппой, объединяющей четыре телеканала, две радиостанции, интернет-портал, информагентство, газету и рекламное агентство. О смене сетевых партнеров, новых проектах и перспективах развития Георгий Кудинов рассказал в интервью “Ведомостям”.

– Медиагруппа объединяет различные СМИ: четыре телеканала, две радиостанции, интернет-портал, информагентство, газету, рекламное агентство. Почему такое разнообразие? Вы и дальше планируете развивать все эти бизнесы?

– Здесь все достаточно просто. Меняется техническая система и база всего медийного производства, идет речь о конвергенции, объединении ресурсов и возможностей, появились такие понятия, как “универсальная редакция”, “универсальный журналист”. То есть идея такая: один раз собрать информацию, а затем распределять ее по разным источникам доставки, передавать в разные СМИ и на разные носители. Потребитель должен получить информацию в любом месте и так, как ему удобно, будь то телевидение, радио, какие-то мобильные устройства, Интернет. Чтобы не отстать, мы пытаемся тоже развиваться во всех направлениях. Но в перспективе будем постепенно двигаться в сторону IT-технологий и Интернета – это сегодня наиболее универсальная среда, свободная и от цензуры, и от каких-то коммерческих тисков. В общем-то, здесь мы Америки не открываем, весь мир так двигается.

– А конкуренция между СМИ не возникает?

– Необходимо выработать определенный алгоритм работы: сначала новость появляется у информагентства, потом на телевидении или радио, а далее получает развитие в газетной статье с подробностями и комментариями. Важно, чтобы новость охватила наибольшую аудиторию.

– Расскажите о новых проектах – радио “Маяк” и кабельном канале “Ростов-на-ТВ”.

– В конце 2007 г. подписан договор с компанией “Диадема”, которая развивает “Маяк” в FM-диапазоне. С нового года началось вещание в Ростове и Таганроге, оговорена возможность распространения программ через спутник на территории всей Ростовской области. В областном бюджете на 2007 г. в рамках программы развития областного телерадиовещания заложены средства на создание сети из 13 ретрансляторов. Там, где будут белые пятна, планируем самостоятельно установить маленькие ретрансляторы и закрыть за два года всю область. Можно сказать, что это будет компенсацией рухнувшей системы проводного радио. Конечно, придется осваивать новый формат и аудиторию, но коллектив у нас мобильный – думаю, все будет нормально. “Маяк” для нас проект коммерческий, уже есть желающие размещать рекламу.

“Ростов-на-ТВ” – это информационно-рекламный канал. Такие каналы очень распространены на Западе, у нас это только зарождается. Партнером в этом проекте стал оператор кабельного телевидения ЦТС-ТВ. Сейчас его абонентами являются порядка 60 000 квартир, т. е. примерно 180 000 человек, это уже 15% населения Ростова, а в ближайшее время аудитория резко увеличится. Кроме традиционных форм вещания используется новый для нас аспект – привлечение активной части населения для сбора информации на любых носителях.

– Каковы инвестиции в эти проекты и сроки окупаемости?

– Я уже говорил, что средства на развитие базы вещания “Маяка” на Ростовскую область заложены в областной программе. Спутниковую станцию, которая дает возможность транслировать “Маяк” через спутник “Ямал-200” по области, мы купили за собственные средства, какие-то деньги вложила “Диадема”. В общем потребуется порядка 8–10 млн руб. совместных средств. “Ростов-на-ТВ” не такой затратный, но требует определенных вложений: нужно оборудовать студию и рабочие места. Рассчитываем, что кабельный канал в городе окупится за два года, а “Маяк” в Ростове – побыстрее, где-то за полтора года.

– В 2007 г. у “Южного региона” изменились сетевые радиопартнеры. С чем это связано?

– В середине прошлого года стало понятно, что мы дальше не сможем сотрудничать с “Русским радио”. Дело в том, что “Русская медиагруппа” делает ставку на увеличение своих активов и ведет активную скупку региональных радиостанций. Такое предложение поступало и нам, но оно было невыгодным для “Южного региона”. Поэтому мы мирно, по-партнерски этот вопрос решили. “Русское радио” продолжает вещание в Ростове на частоте 103 FM, а сетевым партнером является “Южная медиагруппа”, которая активно работает на радиорынке. Сетевой партнер “Южного региона” с 1 января 2007 г. – радиостанция “Шансон”. Вообще мы довольны, как проект “Русское радио – Южный регион” развивался, мы раскачали станцию, сделали ее № 1 в Ростове, заработали денег, заработали зрительские симпатии, надеемся, что то же самое будет с “Шансоном”.

– Каковы условия договора с “Шансоном”?

– Они практически сохраняют тот же алгоритм работы, что и с “Русским радио”: есть определенное количество рекламных брейков, столы заказов, новости. Сотрудники остаются прежние, но нам нужно немного изменить формат, фонотеку, поработать над продвижением радиостанции и местными врезками. Основная задача – сохранить доходы, долю рынка и аудиторию в тех же параметрах, которые были с “Русским радио”: аудитория порядка 17%, доля рынка – 20–21%.

– Меняется и партнер на областном телевизионном канале...

– На этом канале шло вещание развлекательного канала “СТС – Южный регион”. Московские акционеры решили снизить риски и убрать из эфира местные информационные программы. Поэтому партнер областного канала изменился – с 15 января началось вещание военно-патриотического канала “Звезда” (вещатель – Федеральное государственное учреждение Министерства обороны РФ “Центральная телевизионная и радиовещательная студия”. – “Ведомости”). Договорились о местных врезках – они займут до 25% вещания, это более чем достаточно, рекламное время распределяется пополам. “Звезда” достаточно широко представлена в регионах, сегодня аудитория канала – 37 млн человек. Вещание на областном спутниковом канале добавляет еще порядка 2 млн человек. Вообще “Звезда” очень активно развивается: Минобороны создает полноценный медиахолдинг, ведет переговоры с инвесторами. Кроме того, ресурс аналоговых частот, где можно запустить телевидение, сосредоточен у Минобороны. Я думаю, что этими ресурсами “Звезда” воспользуется, чтобы в ближайшие год-два резко увеличить аудиторию. Не сомневаюсь, что канал со временем станет рейтинговым и окупаемым.

– Тем не менее ожидаете спада продаж рекламного времени?

– Здесь нас не очень это волнует. Доходы от продажи рекламного времени на этом канале занимают не более 7–8% от общего объема: в Ростове только-только развивается рекламный рынок, а в области его практически нет. Но в ближайшие два-три года мы очень рассчитываем на развитие этого рынка. В регион приходят московские и зарубежные компании, которым интересны область и сельская аудитория, а такой целенаправленный выход на эту аудиторию с местными врезками имеем только мы и ВГТРК. Так что для нас этот проект коммерческую составляющую не теряет.

– Такая большая зона охвата областного спутникового канала – 96% населения Ростовской области – стала возможна благодаря проекту “Телевизионная деревня”. Как он возник?

– Проект “Телевизионная деревня” – визитная карточка Ростовской области на медийной карте России и пример успешного сотрудничества администрации области, медиагруппы “Южный регион”, НПО “Астероид” и Областного радиотелевизионного передающего центра. Проект сам по себе заведомо успешен благодаря экономичности, удобен для приграничных территорий, потому что не нарушает трансграничное вещание. Кроме того, не требуется высотных сооружений, отработана бизнес-модель взаимодействия – один оператор обслуживает огромную сеть из маломощных ретрансляторов. Какие-то элементы проекта проявились более чем в 20 регионах России, в Казахстане и на Украине. Но полностью проект “Телевизионная деревня” реализовался только в Ростовской области. Наверное, в других регионах не нашлось сильных серьезных команд и такой поддержки губернатора, как у нас. А пришлось выдержать непростую борьбу с другими теориями развития телерадиовещания. Ведь есть масса организаций, которые поддерживают сложившуюся систему. Надзорные органы получают доходы от контроля за частотой: чем она мощнее, тем больше доход, поэтому одноваттный ретранслятор, наверное, не так интересен. Крупные передающие центры тоже получают деньги в зависимости от мощности передатчиков, строители – от высоты сооружений и их глобальности. Сейчас актуальность проекта для других регионов уменьшается, потому что идет следующая волна – цифровизация. Но наша система совершенно спокойно в нее вписывается: достаточно сменить в одном передатчике плату – формирователь сигнала с аналогового на цифровой, и он сможет транслировать пучок из 5–10 программ (например, ОРТ, “Россия”, “Южный регион”, “Спорт”, “Культура”), оставшиеся передатчики могут поддерживать аналоговое вещание.

– С 2006 г. “Южный регион” является участником Программы развития телерадиовещания в Ростовской области. Что это дает группе?

– Денег уж точно не дает. Более того, мы стараемся выступать не как исполнители, а как соинвесторы, потому что тоже вкладываем деньги в развитие областного телерадиовещания. Зачем это надо? Наверное, чтобы получить более широкую аудиторию. Все-таки в перспективе мы надеемся, что социальные позиции и платежеспособность областного и городского населения будут выравниваться, объем потребляемых услуг и интерес рекламодателей будет расти. Так что инвестируем в будущее. А в ближайшее время прежде всего социальный эффект и возможность развить свою инфраструктуру. Программа развивается, обрастает новыми возможностями. Следующий этап – это радиовещание, новые телепрограммы каналов “Спорт”, “Культура”. Это проект “Электронный кинотеатр” – спутниковая тарелка принимает сигнал и через видеопроектор транслирует на экран маленького сельского клуба кинофильмы или новости. Это система экстренного оповещения в каких-то чрезвычайных ситуациях, которую мы сейчас запускаем совместно с администрацией Ростовской области. То есть формируется не просто телевидение, а инфокоммуникационная система.

– Сколько вы потратите на строительство оптоволоконной линии?

– Сейчас у нас передача сигнала от студии до областного вещательного центра происходит по релейным линиям, но в последнее время стали появляться проблемы: в городе идет высотная застройка, поэтому участились помехи и сбои, кроме того, возрастает количество передаваемой информации. Самое оптимальное решение – уйти в кабель. Это отдельное интересное направление группы. Затраты на создание собственной оптоволоконной линии составят 5–6 млн руб. Уже проложена линия от управления Северо-Кавказской железной дороги на Театральной площади до бизнес-центра “Кристалл” на Кировском, где будет еще одна редакция “Южного региона”. Идет прокладка линии до передающего центра на улице Баррикадной. Кроме того, министерство по физической культуре и спорту области заканчивает прокладку оптоволоконной линии от стадиона “21 век Олимп” до управления СКЖД – она обеспечит подачу сигнала для трансляций футбольных матчей на 43-м телеканале “Спорт – Южный регион”. Приобрели передвижную телевизионную станцию.

– Студия и эфир “Южного региона” находятся в здании управления СКЖД. Тесное сотрудничество с крупной коммерческой структурой не налагает каких-то ограничений для ваших СМИ?

– Я бы сказал, что взаимоотношения не замыкаются только на аренде помещений. Эти отношения выстроены очень давно и всегда были партнерскими. СКЖД достаточно открытая структура, каких-то ограничений в подаче информации нет, важно, чтобы сама информация не искажалась. Сейчас мы обсуждаем возможность создания совместной технической и информационной базы. Это такое развитие проекта “Телевизионная деревня”: смысл тот же, только технологии применяются не в сельских районах, а на небольших железнодорожных станциях.

– Какой вы видите медиагруппу в перспективе?

– Сейчас ситуация очень сложная, потому что идет борьба моделей получения дохода операторами. Сегодня вариант следующий: вещатели получают деньги от рекламодателей, за счет чего рассчитываются с операторами связи. Но связисты еще получают деньги и от потребителя за доставку сигнала – будь то кабельные сети, цифровое ТВ или IPTV, Интернет. Если выигрывает эта модель, то роль вещателей очень туманна – зачем потребителю реклама, если он сам платит за доставку сигнала? Поэтому мы, конечно, думаем, как развиваться дальше: либо производить контент, что у нас хорошо получается (новости, тематические программы), либо будем развиваться как связисты (сейчас у компании порядка 30 лицензий на оказание услуг связи), либо будет смешанная модель. Кстати, проблема, как и в какую сторону развиваться вещателю, актуальна не только для нас, но и для всей России. Идет революция в индустрии, и важно не потеряться.

– Так у вас есть четкая концепция развития?

– Есть, но все бы не хотелось говорить. Как уже сказал, будем идти по нескольким направлениям – производство контента, тиражирование информации на разных носителях. Приведу пример: мы уже два года транслируем футбольные матчи, не скажу, что выгодно, но очень интересно. В принципе, можно собрать интересные голевые моменты матчей и с оператором мобильной связи передать на мобильные телефоны. Можно выпустить по завершении сезона диски с фрагментами матчей. Болельщиков сейчас не одна тысяча человек, а если команда [ФК “Ростов”] будет хорошо играть – а мы надеемся на это, – аудитория еще увеличится. Точно так же и в других видах деятельности – ищем новый рынок, новый способ доставки [информации] потребителю и стараемся делать то, что перспективно. Есть идея создать местную радиостанцию со своим программированием – только так можно тягаться с сетевыми станциями. Как это сделать, мы уже знаем, но для этого надо много сил, энергии и, самое главное, денег.

– Каков оборот медиагруппы?

– Могу сказать, что в ближайшие полтора года мы хотели бы увеличить оборот группы до 100 млн руб. Это без учета “СТС – Южный регион”. Общая рентабельность – 10–12%, но она будет увеличиваться. У нас есть пример – успешное продвижение нашего совместного с “СТС-Media” проекта “СТС – Южный регион”. Сегодня этот телеканал входит в первую сотню крупнейших налогоплательщиков Ростовской области.

– Вы единственный владелец медиагруппы?

– Не совсем. В областном проекте есть партнер – “Юг Руси”, в компании “СТС – Южный регион” у меня есть пакет акций.

– Предложения о продаже бизнеса поступают?

– В регион заходят серьезные общероссийские игроки, поэтому предложения поступают не только нам, но и другим местным компаниям. Нам, наверное, в первую очередь, потому что “Южный регион” давно на рынке и это одна из последних самостоятельных компаний. Цены за последние два-три года выросли в разы. Кто-то продал бизнес, нам – не интересно.

– Сколько предлагают?

– Поскольку не продаем, можно сказать: речь идет о диапазоне $5–10 млн. Это сегодня стоимость средней телекомпании в городе-миллионнике.

– В середине года рекламное агентство прекратило продажи рекламы на канале “СТС – Южный регион”. Как это отразилось на обороте?

– Никак. Наше рекламное агентство работало под проценты, они, конечно, имели какое-то значение, но являлись и неким тормозом: это время продавалось лучше всего, деньги зарабатывались очень легко. Теперь продажи рекламы требуют других усилий, ведь наши ресурсы нишевые – “Южный регион – РБК”, газета “Ведомости”, интернет-сайт yugmedia.ru, спортивный канал. Это все требует узкой специализации, чем сейчас и озабочено наше рекламное агентство. В этом году как раз сформируются отделы по продажам отдельных продуктов со своей спецификой.

– Ежегодно “Южный регион” выпускает календари с изображениями своих телеведущих. Рекламируя ведущих, вы повышаете и стоимость бренда “Южный регион”?

– Конечно, это возможность продвижения программ и самой компании. Человеческий фактор нужно использовать, но очень разумно, чтобы не появилась звездность. Впрочем, просто имиджа не бывает. Вот сейчас мы являемся соорганизаторами проведения конкурса “ТЭФИ-регион”, который будет проходить в Ростове 19–21 февраля. В определенной степени это имиджевая акция, хотя требует колоссальных хлопот и больших затрат. Но потребители и рекламодатели таким образом могут увидеть наши возможности. Думаю, это не только поднимет имидж компании, но и положительно скажется на продажах рекламного времени.