Справляйтесь сами


В декабре 2005 г. Альфа-банк, решив сосредоточиться на бизнесе в России, намерился отделить эти операции от сделок украинского банка, говорится в меморандуме к выпуску евробондов российского банка. В августе “Альфа” передала 51% акций украинской тезки компании ABH Ukraine Limited (Кипр; “дочка” ABH Holdings Corp.) за $16 млн. Оставшаяся доля в результате размещения допэмиссии в ноябре 2006 г. уменьшилась до 16,2%. А к 31 января и этих акций не осталось. На сайте украинского Альфа-банка вчера было указано, что 99,99% принадлежат ABH Ukraine Ltd, Cyprus, а 0,01% – неназванным миноритариям. Вследствие этих изменений в конце декабря собрание акционеров украинского банка поменяло совет директоров, состоявший из представителей российской “Альфы”.

Такое разделение позволит Альфа-банку сконцентрироваться на России, тогда как украинский банк сосредоточится на местном рынке под управлением отдельной менеджерской команды, говорится в меморандуме. “Одной из целей этого было повышение эффективности управления. Реструктуризация позволит российским топ-менеджерам сосредоточиться именно на развитии банка в России”, – добавляет представитель российского Альфа-банка Екатерина Хватова. При этом российский Альфа-банк планирует сохранить отдельное присутствие на Украине своего инвестбанка. В деятельность украинского Альфа-банка российский банк тоже будет вовлечен: он, в частности, станет предоставлять украинскому банку средства для кредитования крупных клиентов, написано в меморандуме.

По мнению аналитика Moody’s Константина Сорина (анализирует украинский банк), разделение может быть полезным прежде всего для акционеров, которым будет удобнее оценивать результаты российского и украинского бизнеса. Его коллега Владлен Кузнецов (анализирует российский банк) говорит, что для рейтингов это нейтральное событие: “Мы смотрим на акционеров, а они остались теми же, значит, суть не меняется”. Вице-президент Банка Москвы Андрей Лапко не видит прямой связи между эффективностью и структурой собственности. “Первое, что приходит в голову при таком изменении, – предпродажная подготовка одного из банков, возможно российского”, – говорит он. По словам Лапко, Банк Москвы вполне удовлетворен тем, как работают его зарубежные “дочки”. “Возможно, речь действительно идет о стремлении повысить эффективность работы. Если трансфертное ценообразование между “матерью” и “дочкой” не налажено, лучше развивать каждую и следить за каждой компанией в отдельности”, – говорит сотрудник консалтинговой компании, пожелавший остаться неназванным.