Телекоммуникации в Санкт-Петербурге: “Быстро и везде”


Первые терминалы по приему платежей за сотовую связь появились в Петербурге около семи лет назад. А активное развитие этого бизнеса началось в 2002 г., рассказывает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Сейчас в Петербурге около 2000 терминалов, за прошедший год их количество выросло на 40%, сообщил представитель пресс-службы петербургского филиала “Вымпелкома”.

В Петербурге около 10 крупных терминальных дилеров, говорит один из участников этого рынка. Самые большие сети – “Элекснет” (около 200 терминалов) и “Уникасса” (120 точек). Кроме того, появляется много мелких операторов. “На рынок вышли все, кому не лень”, – говорит представитель компании по установке терминалов. Барьер входа на этот рынок составляет в среднем 90 000–100 000 руб. – в такую сумму обходится бюджетный терминал, для которого надо арендовать около 1 кв. м площади и найти источник электропитания, говорит аналитик iKS-Consulting Маргарита Зобнина. Стоимость одного терминала может составлять от 200 000 до 500 000 руб., уточняет Константин Сивцов, директор компании по установке терминалов “Унисенсор”, которая развивает собственную сеть под маркой “Уникасса”. По словам одного из участников рынка, арендная плата колеблется от 200 руб. до $500 в месяц.

Оборот терминала может достигать $50 000 в месяц, из которых дилеру остается примерно $1000, говорит Сивцов. Такие результаты возможны, например, в торговом центре со сверхвысокой проходимостью, полагает Муртазин. Обычно оборот терминала, по его словам, не превышает $15 000 в месяц, прибыль дилера – $200–250. Кроме услуг сотовой связи через терминалы можно оплачивать доступ в Интернет, спутниковое телевидение, услуги ЖКХ и некоторые другие.

Операторы сотовой связи охотно заключают договоры с владельцами терминалов. “МТС заинтересована в том, чтобы абоненты могли оплатить услуги связи там, где им удобно, будь то салон-магазин компании, дилерский салон связи, банкомат или терминал по приему платежей”, – говорит представитель пресс-службы МТС по Северо-Западу.

“Удобно, быстро и везде”, – характеризует терминалы Сивцов. “Салоны [сотовой связи ] работают не круглосуточно, да и находятся не в таких проходимых местах, как терминалы”, – вторит ему PR-директор сети “Цифроград” Татьяна Москалева.

Дилер, которому принадлежит терминал, получает комиссию от 1% до 3%, говорит начальник отдела по связям с общественностью ЗАО “Дельта Телеком” (сеть “Скай Линк”) Кирилл Волошин. Чем больше сеть, тем выше комиссия, уточняет он.

По оценке Муртазина, через терминалы проходит около 5% выручки сотовых операторов. А Москалева полагает, что через терминалы и банкоматы идет около 20% платежей. Зобнина говорит, что в прошлом году объем платежей за мобильную связь через терминалы составил $96 млн. В 2005–2006 гг. он увеличивался на 70% в год, утверждает она. В этом году она прогнозирует рост на 40%. Рынок будет развиваться за счет допуслуг, уверен Сивцов. По его оценке, терминалами пользуется почти половина абонентов сотовых операторов. Доля населения, оплачивающего услуги через терминалы, вряд ли изменится, а сеть увеличится на 30–40%, говорит Муртазин. Большого роста на этом рынке не будет, он и так насыщен, скорее можно ожидать консолидации, на рынке останется три-четыре компании, полагает Сивцов.