Телекоммуникации в Санкт-Петербурге: “Решиться на покупку большой компании сложно”


Прошлый год был для “Северо-Западного телекома” (СЗТ), как и для всех МРК группы “Связьинвест”, богатым на события. Компания потеряла доходы от дальней связи, строила новые отношения с сотовыми и фиксированными операторами, готовилась к введению повременной оплаты местной фиксированной связи, а также вышла на рынок широкополосного доступа в Интернет, став меньше чем за год его лидером. Кроме того, СЗТ в конце прошлого года договорился о самом крупном в своей истории поглощении – за $97 млн будет куплен оператор “Петербург Транзит Телеком” (ПТТ). О том, как его компания перенесла прошлогодние изменения и что ждет крупнейшего оператора региона в этом году, “Ведомостям” рассказал гендиректор СЗТ Владимир Акулич.

– Насколько принципиальной была для компании покупка сети ПТТ? Не выгоднее ли было продолжать арендовать ее каналы?

– Для сделки было несколько мотивов. У ПТТ достаточно мощная сеть, и после введения в действие с 1 июля 2006 г. положений нового закона “О связи” она стала нашим прямым конкурентом. У ПТТ отличная база корпоративных клиентов, в числе которых сотовые операторы. Важным стимулом для приобретения ПТТ стали наши с ней взаиморасчеты. Выяснилось, что затраты на покупку этого оператора ниже стоимости оплаты аренды его каналов за несколько лет. По самому пессимистичному варианту проект окупится за три года.

Кроме того, инфраструктура нашего петербургского филиала – ПТС – была несколько урезанной, для передачи данных по Петербургу приходилось пользоваться услугами сторонней компании. Покупка позволит улучшить качество услуг ПТС. Ведь ПТТ строила не только голосовую сеть – ей принадлежат мощнейшая сеть передачи данных и сеть IP. А как раз в этом компоненте сеть ПТС не столь мощная.

– ПТТ будет присоединен к вашей компании или останется “дочкой”?

– Решение пока не принято. Сейчас над этим вопросом работает специальная комиссия, в конце марта мы должны будем предложить решение совету директоров СЗТ.

Если ПТТ будет присоединен к СЗТ, мы снижаем налоговую нагрузку. В этом случае будут ликвидированы взаиморасчеты между компаниями, а следовательно, серьезно снизятся и налоговые отчисления. В случае сохранения компании на рынке останется раскрученный бренд и сохранится конкуренция. Ведь даже если это конкуренция между аффилированными структурами, она полезна обеим.

– Многие потребители услуг ПТТ предпочли бы, чтобы новый владелец растворил эту компанию. Ведь ПТТ в отличие от СЗТ не является существенным оператором, значит, его тарифы не подпадают под регулирование Россвязьнадзором. А из-за тарифов на некоторые услуги, например на плату за точку присоединения, у сотовых операторов разгорелись конфликты с ПТТ. МТС даже грозила обратиться в арбитраж. Знаете ли вы о спорных ситуациях вокруг ПТТ и что вы о них думаете?

– Это рабочие моменты договорного процесса. Один хочет продать услугу дороже, другой – купить дешевле. По моей информации – а я только на прошлой неделе проводил совещание по этому вопросу, – ситуация вполне разрешима, мы ведем по ней переговоры.

– До ПТТ СЗТ покупал небольших операторов стоимостью менее $1 млн. А тут покупка сразу на $97 млн. Как дальше будет строиться ваша стратегия в области поглощений?

– В целом стратегия не изменится, СЗТ и дальше будет приобретать относительно небольшие профильные компании в регионах с целью прироста абонентской базы и расширения спектра услуг. Это необходимые вещи, особенно в момент роста сотовых операторов и тенденции оттока трафика из фиксированных сетей на сотовые. Например, в этом году предстоит покупка одной из интернет-компаний в Архангельской области. Предварительная работа проделана, переговорный процесс завершен, договорились по цене.

Решиться на покупку большой компании достаточно сложно. Кроме затрат это серьезные бюрократические процедуры. Но мы можем пойти на это, вопрос в наличии предложений, достойных нашего внимания.

– Как будет строиться политика СЗТ в вопросе продажи активов?

– Мы продолжим избавляться от непрофильных активов. Например, у нас сохранился блокпакет страховой компании “Медэкспресс”. Скорее всего будем его продавать. До этого года владение пакетом было обоснованно, потому что его владелец мог влиять на уровень тарифов, которые компания предлагает СЗТ. С введением закона “О конкуренции” это теряет смысл. Предполагаю, что логично эти акции продать, но окончательное решение – за нашим советом директоров.

– Собираетесь ли приобретать конкурентов на рынке высокоскоростного доступа в Интернет, например WebPlus? Тем более что опыт покупки компаний у “Телекоминвеста” у вас уже есть.

– Сейчас мы не видим в этом смысла. Темпы нашего развития позволяют не тратиться на покупку ADSL-операторов. Хотя абонентская база – это всегда стимул для борьбы. Если, например, нам предложат купить WebPlus, мы обсчитаем экономику проекта и примем решение. Но таких предложений сейчас нет.

– СЗТ вышел на рынок высокоскоростного Интернета только в прошлом году. Какую долю вы на нем занимаете? Сколько вложили в проект?

– Мы преуспели на этом рынке. Сегодня количество наших абонентов ADSL-проекта “Авангард” превышает 90 000 человек, хотя планировали примерно на 20% меньше. Чтобы подключить как можно больше абонентов, на ходу перекраивали инвестиционный план.

С учетом домовых сетей мы занимаем около 30% рынка Северо-Запада. В новые услуги мы вложили более 900 млн руб. – это 18% от общего объема инвестиций. Из них более 650 млн руб. – в ADSL-проект. А в 2007 г. эта сумма будет увеличена почти до 1 млрд руб.

– На какое количество новых подключений рассчитываете в этом году?

– Сейчас мы ведем активные работы по расширению сети и увеличению ее емкости, массово закупаем оборудование. В 2007 г. планируем подключить около 250 000 абонентов на Северо-Западе. Учитывая темпы нашего развития, в трехлетней перспективе мы планируем занять 60–70% этого рынка.

– А с какими сложностями приходится сталкиваться? Сейчас даже по Петербургу не везде есть техническая возможность подключиться к “Авангарду”.

– Это временная проблема. Нам иногда просто не хватает оборудования. Причем такими проблемами озадачены все МРК группы “Связьинвест”. Они ведь тоже понимают, где зарыты деньги, и предлагают рынку новые услуги. А проверенных поставщиков не так много. Мы работаем с Alcatel и Siemens. Другие МРК тоже предпочитают этих поставщиков, которые иногда просто не справляются с потоком наших заказов.

– Какие еще новые услуги собираетесь выводить на рынок?

– Все, что есть нового в технологиях фиксированной связи, мы стараемся как минимум попробовать. В этом году запустим пилотный проект IP-TV. Продвигать его будем вместе с ADSL. Надеемся, что эта услуга сделает динамику подключений к широкополосному доступу более впечатляющей. Это интересная услуга, а технические вопросы мы уже сняли. Осталось только найти провайдера контента.

– Запускать эту услугу будете в Петербурге или, как и ADSL, по всем крупным городам региона?

– Мы отработали технологию на пилоте в г. Боровичи Новгородской области. А обкатать услугу с коммерческой точки зрения хотим в столице округа. На примере Петербурга изучим, насколько популярна услуга на действительно массовом рынке, а после будем тиражировать во всех региональных филиалах.

– В прошлом году кардинально изменились правила на телекоммуникационном рынке. С 1 июля все звонки на мобильные телефоны стали бесплатными для абонентов сотовой связи и стоят 1,5 руб. в минуту для пользователей фиксированной связи. Как это отразилось на бизнесе вашей компании? Сколько удалось заработать на новом платеже?

– У нас появился новый источник доходов. Выручка от зоновой связи превысила 100 млн руб., из которых примерно 80% мы заплатили сотовым операторам. Трафик за вторую половину 2006 г. составил около 83 млн минут. Были опасения, что из-за появления нового платежа может сократиться количество звонков с фиксированных телефонов на сотовые. Но этого не произошло.

– В этом году ключевым моментом для МРК стало введение с 1 февраля повременной оплаты местной фиксированной связи. Какие варианты оплаты предпочли абоненты СЗТ?

– 53% остались на безлимитке. Около 21% выбрали тарифный план с повременной системой оплаты, а примерно 24% – с комбинированной. Но на окончательное формирование пропорции повлияет получение счетов за первые несколько месяцев. Абоненты реально увидят, какие деньги тратят на связь. Думаю, что более-менее база сформируется к лету. Но нужно учитывать, что и потом соотношение будет меняться из-за сезонности. Например, когда летом люди будут уезжать на дачу, они задумаются о смене тарифа.

– Как это отразится на ваших доходах? Некоторые аналитики предрекали их многомиллионный рост. Сбылись ли эти прогнозы?

– Нет. Более того, когда мы изучали опыт введения повременки в Восточной Европе, то наблюдали даже некоторое снижение доходов в первые месяцы нововведений. Потом они восстанавливаются, но о получении сверхдоходов из-за введения повременной оплаты местных соединений речь не идет. Наши доходы могут вырасти за счет новых услуг и пакетных предложений. К тому же в прошлом году мы лишились доходов от междугородной и международной связи, но финрезультат не пострадал за счет доходов от новых услуг и появления доходов от внутризоновой связи. В дальнейшем мы планируем рост доходов примерно на 7–10% в год.