Телекоммуникации в Санкт-Петербурге: Телефоны для новоселов


В прошлом году стартовал первый в Петербурге проект квартальной застройки – “Балтийская жемчужина”, в рамках которого на юго-западе появится более 1 млн кв. м жилья. SVP Group планирует развитие 495 га в Кудрове к востоку от города, и инвесткомпания “Пантикапей” собирается построить 750 000 кв. м жилых и коммерческих площадей около поселка Осиновая Роща. Компания “Балтрос” планирует возвести 1,4 млн кв. м жилья в поселке Славянка на южной окраине Петербурга. А “Морской фасад” ведет намыв и в дальнейшем собирается застроить более 450 га в западной части Васильевского острова.

Общая площадь жилья в этих проектах может составить около 6 млн кв. м. По оценке гендиректора компании “РМС-Оценка” Петра Козина, это около 75 000–120 000 квартир, а значит, и потенциальных абонентов телефонной связи.

Первые контракты уже заключены. Компания “Транстелеком” в середине января заключила договор на обеспечение услугами связи “Балтийской жемчужины”, сообщила в середине января пресс-служба Комитета по инвестициям и стратегическим проектам администрации Петербурга. Пресс-служба компании отказалась от комментариев по поводу проекта.

Тендер на телефонизацию комплекса “Морской фасад” выиграл “Северо-Западный телеком”, утверждает гендиректор СЗТ Владимир Акулич.

Представитель “Морского фасада” не опроверг эту информацию, однако отказался раскрыть детали соглашения.

Гендиректор “Петерстара” Виктор Кореш говорит, что его компания также участвует в конкурсах на оказание услуг в новых районах, но комментировать детали этих проектов он отказался.

По оценке консультанта компании iKS-Consulting Константина Анкилова, стоимость строительства сети, охватывающей новый жилой массив, может составлять до $1 млн в зависимости от объема строительного проекта, а срок окупаемости – около трех лет.

Как правило, девелопер объявляет тендер на поиск строителя и оператора сети одновременно с окончанием работы над разработкой проектной документации, т. е. перед началом строительства объекта, уточняет представитель компании “Петербургская недвижимость”.

“Практически все тендеры на предоставление таких услуг проходят в закрытом режиме, – говорит один из участников петербургского телекоммуникационного рынка. – Застройщик сам выходит на нескольких операторов, после чего выбирает лучшие условия”.

“Заказ на построение сети в отдельном районе, безусловно, привлекательный проект и возможность для расширения бизнеса для любого оператора”, – полагает Анкилов из iKS-Consulting. Компания, которой достанется подряд на построение сети в таком проекте, еще много лет будет оставаться если не монополистом, то доминирующим оператором всего района, объясняет он.

На квартирном рынке царит СЗТ. Компания обслуживает 1,7 млн частных абонентов в Петербурге, сообщила пресс-служба СЗТ. У “Петерстара” – около 30 000 частных абонентов. Остальные операторы фиксированной связи лишь недавно стали налаживать контакты с застройщиками, так что число их абонентов-физлиц незначительно.

На масштабные проекты претендуют, по словам Акулича, многие альтернативные операторы. “В таких проектах удобно строить сети, поскольку все абоненты сосредоточены на относительно небольшой площади, – объясняет он. – Мы тоже не можем пройти мимо этих абонентов, и нам приходится конкурировать с [альтернативными операторами]”.

Обеспечение связью новых кварталов, по словам гендиректора компании Comlink Telecom Сергея Горелова, дает дешевый доступ к абонентам. Его компания, специализирующаяся на предоставлении услуг корпоративным клиентам, планирует предлагать свои услуги застройщикам.

Новые услуги для физических лиц готовит и “Метроком”, также представленный преимущественно в корпоративном секторе. По словам пресс-секретаря компании “Метроком” Михаила Талалая, речь идет об оснащении новых домов сетями и услугами по предоставлению цифровых телефонных линий, широкополосного доступа в Интернет, кабельного телевидения.

По словам Горелова, среди очевидных плюсов участия в таких проектах – простота и дешевизна строительства сети с нуля. “Компании, которые вложат в проект несколько сотен тысяч долларов, смогут предоставлять своим абонентам телефонную связь и более дорогие услуги, такие как высокоскоростной Интернет и цифровое телевидение”, – говорит Горелов. Сеть на 15 000–17 000 абонентов (потенциальная емкость проекта жилого квартала площадью около 1 млн кв. м), по его словам, приносит оператору $250 000–300 000 в месяц.

Однако надо учесть, что доход такая сеть начнет приносить только через 3–5 лет – проекты комплексного освоения, как правило, связаны с необходимостью разработки проекта, согласования и строительства дорог и инженерных сетей, поэтому срок их реализации значительно превышает строительство отдельных объектов, говорит представитель компании “Петербургская недвижимость”.

Вице-президент Golden Telecom по деятельности в Северо-Западном регионе Сергей Савчук также отмечает, что в таких проектах, как “Балтийская жемчужина”, от принятия решения и выбора подрядчика до времени заселения проходит минимум 3–4 года. “В итоге получается очень большой срок окупаемости. Скорее всего мы будем присутствовать в новых кварталах, но будем ориентироваться на бизнес-клиентов”, – считает он.

К предоставлению услуг связи физлицам настороженно относятся и в компании Orange business services. По словам представителя компании, при равной стоимости строительства сети средний ежемесячный чек частных пользователей обычно не превышает 500 руб. (в среднем примерно 200 руб. за услуги местной телефонной связи, 100–150 руб. – за междугородную связь и 150 руб. – за доступ в Интернет), что, как правило, гораздо ниже, чем у корпоративных клиентов. “Теоретически мы могли бы поучаствовать в проекте, однако это зависит от того, насколько привлекательные условия нам мог бы предложить девелопер”, – говорит собеседник “Ведомостей”.

А Савчук отмечает преимущества “Северо-Западного телекома”, традиционно ориентированного на работу с физлицами: “У них есть развитая инфраструктура, есть люди и есть отработанная система обслуживания”. Кроме того, на их стороне традиционная приверженность бренду”.

“Даже крупные строительные проекты не произведут революцию в петербургском телекоммуникационном секторе”, – говорит Горелов. Серьезного перераспределения позиций лидеров рынка не ждет и Анкилов. По его словам, преимущество получат крупные компании, зарекомендовавшие себя в качестве оператора с разветвленной и надежной сетью. “Единственным исключением могут стать варианты, когда оператор связи в проекте создается структурами, аффилированными с девелопером. Но и в этом случае можно ждать лишь появления компаний районного масштаба, которые не окажут серьезного влияния на рынок”, – полагает Анкилов.