План Чубайса сменить нельзя


Первый проект такого меморандума РАО уже предоставило желающим стать стратегическим инвестором ОГК-3. Эта энергокомпания в марте планирует провести допэмиссию на 37,9% уставного капитала в пользу одного или нескольких инвесторов, после чего доля в компании РАО снизится с 59,72% до 37,08%. На выкуп допэмиссии претендуют “Газпром”, Enel, Fortum, “Мечел” и “Норильский никель”, которые уже обратились за разрешением в ФАС, утверждают два источника “Ведомостей”. В “Газпроме” и “Мечеле” от комментариев отказались, а представители Fortum и “Норильского никеля” сказали, что компании изучают проект меморандума, подготовленный РАО ЕЭС.

Холдинг РАО ЕЭС планирует потратить более 1,6 трлн руб. ($60,7 млрд) на ввод к 2010 г. 40,9 ГВт новых генерирующих мощностей. Значительную часть этих денег ($15,9 млрд) на строительство ОГК и ТГК получат, разместив в пользу инвесторов допэмиссии акций. Но к середине 2008 г. РАО должно прекратить существование. И холдинг опасается, что новые владельцы энергокомпаний не доведут задуманные планы до конца. Чтобы не допустить этого, РАО ЕЭС вырабатывает механизм контроля за реализацией инвестиционных программ ОГК и ТГК, рассказала “Ведомостям” представитель энергохолдинга Марита Нагога. По ее словам, стратегические инвесторы, подавшие заявку на выкуп предстоящих допэмиссий акций ОГК и ТГК, должны будут заключить с РАО “ЕЭС России” инвестмеморандум о намерениях, а затем и соглашения об обязательстве выполнения инвестиционных программ, которые будут иметь юридическую силу.

О содержании документа “Ведомостям” рассказали несколько источников, знакомых с его содержанием. Его суть в том, что инвестор должен согласовывать с РАО (а потом с правопреемником энергохолдинга) все аспекты реализации инвестпрограмм. Без одобрения холдинга инвестор не сможет менять инвестиционные планы, например составить новую смету проекта или перенести строительство энергоблока на другую площадку. С РАО также придется согласовывать многие поправки в учредительные документы ОГК-3, а также назначения топ-менеджеров, включая генерального и финансового директора. Если инвестор захочет выйти из проекта, то покупатель его доли тоже обязан будет подписать меморандум. Срок его действия – до тех пор, пока не будут пущены все энергоблоки, построенные за счет средств от продажи допэмиссии. Ввод последних блоков – на Южноуральской и Костромской ГРЭС ожидается в 2012 г., отмечает сотрудник ОГК-3.

Инвесторы не согласятся на такие условия, считает советник гендиректора “Мечела” Георгий Кутовой. “Инвесторы – не спонсоры и хотят менять параметры инвестпрограмм, чтобы сделать их более окупаемыми”, – поясняет он. “На таких условиях акции покупать не будем”, – возмущается менеджер крупной энергетической компании, претендующей на выкуп допэмиссии ОГК-3. РАО будет сложно разработать механизм ограничений, который бы реально работал и соответствовал законодательству, добавляет руководитель проектов блока управления активами КЭС-холдинга Михаил Азовцев. При совершении приватизационных сделок у новых собственников должны быть обязательства по выполнению инвестпрограмм, это стандартная практика, возражает аналитик “Уралсиба” Матвей Тайц. Согласен с ним и председатель совета директоров группы “ЕСН” Григорий Березкин. “У инвесторов не должно быть и мысли, что они смогут построить торгово-развлекательный комплекс вместо генерации”, – считает Березкин.