Разведка аукционом


Рыночные цены на советский нонконформизм и русское современное искусство нестабильны и довольно низки, если сравнивать их с ценами на нашу традиционную живопись и зарубежный modern и contemporary art. На Западе есть признанные и восходящие звезды, спрос на которые установился и прогнозируем.

На предаукционной выставке, которую Sotheby’s устроил месяц назад в Москве, заодно с советско-российским искусством были показаны работы всемирно признанных Энди Уорхола, Тома Вассельмана, Демиана Хирста, и никого не удивляло, почему уорхоловская “Джеки” стоит $2 млн. А эстимейт 25 000–30 000 фунтов стерлингов у “Малевича!” Сергея Бугаева-Африки – большая загадка. Хотя несколько лет назад и за Айвазовского миллиона долларов не просили.

Ежегодный оборот русских торгов Sotheby’s увеличился за последние шесть лет в 20 раз – от 4 млн фунтов стерлингов в 2000 г. до 82 млн фунтов стерлингов в 2006-м. Но этот рост обеспечили традиционная русская живопись и фарфор Императорского завода.

С нашим искусством ХХ в. – советским неофициальным и современным – все туманно. Есть художники, которые благодаря выставкам, музейным и галерейным, на виду, их творения коллекционируют, поэтому и цена их более-менее понятна. Но на лондонском аукционе вместе с работами признанных классиков советского андеграунда (Анатолий Зверев, Дмитрий Краснопевцев, Виктор Пивоваров, Борис Орлов, Эрик Булатов, чья “Революция-Перестройка” стала самым дорогим лотом с эстимейтом 80 000–120 000

фунтов стерлингов) будут продавать картины художников хороших, но подзабытых (например, Бориса Биргера), забытых основательно (Евгений Рухин) или заслуженно (Георгий Кизевальтер).

В основном товар для аукциона приобретался за границей. Тамошним коллекционерам, когда-то купившим произведения советских-российских художников буквально за копейки, показалось, что пришло время на них подзаработать. Есть в аукционном каталоге лоты с эстимейтом в пару десятков тысяч фунтов стерлингов и выше, но в основном цены держатся в районе 5000–

10 000. Столько просят за образцы современного искусства.

Отечественный художественный рынок растет, как дети в пубертате, резкими, труднопрогнозируемыми скачками: то резкий рывок, то затишье. Пока старое искусство продается куда успешней современного, но спрос на него превышает качественные предложения. В такой ситуации есть смысл расширять ассортимент. Что и пытается сделать Sotheby’s, выводя на рынок художников с неустоявшейся репутацией на их родине и мало известных на Западе.

На вопросы о завтрашнем аукционе “Ведомостям” отвечает глава Русского отдела Sotheby’s Джоанна Виккери.

– Sotheby’s серьезно занялся советским модернистским и современным российским искусством впервые после почти двадцатилетнего перерыва. Не связано ли это с тем, что рынок произведений русской традиционной живописи оскудел?

– Нет, не связано. Для нас этот аукцион – новый проект, появившийся после того, как в прошлом году мы увидели большой интерес русских покупателей к этому искусству. Натюрморт Краснопевцева ушел почти за $1 млн.

– На внутреннем рынке активно продвигаются соцреализм и поздняя советская реалистическая живопись, вас они интересуют?

– Соцреализм очень интересует, но именно первые имена. Возможно, это будет наш следующий новый проект.

– Неофициальное советское искусство больше известно на Западе, чем официальное, поэтому вы сосредоточились на нем?

– Не секрет, что западные покупатели поддерживали подпольный советский художественный рынок и покупали работы нонконформистов. Возможно, они сохранят этот интерес. К тому же рынок современного искусства глобален, европейцы и американцы не боятся покупать искусство художников других стран, особенно китайцев. Почему бы им не покупать русских художников.

– Рынок русского искусства все время готовит сюрпризы, неожиданно меняются лидеры – Айвазовский, потом Машков, теперь Сомов. Очень часто вещи продаются с многократным превышением эстимейта. Не значит ли это, что эксперты плохо работают?

– Это достаточно сложный вопрос. Русский рынок быстро развивается, и на нем действительно много неожиданностей. Цены растут, и некоторые работы выводят рынок вперед. Высокая цена, например, на Сомова объяснима, “Пастораль” (продана на Christie’s за 2,4 млн фунтов стерлингов. – “Ведомости”) – одна из лучших работ этого художника и большая редкость. А иногда большая цена – только результат азарта, который охватывает на аукционе двух коллекционеров.

– Что вы ждете от этого аукциона?

– Мы рассчитываем, что общая сумма продаж будет $7 млн.