США – Россия: Риторика и цифры


Российские СМИ кипели от возмущения, комментируя выступление министра обороны США Роберта Гейтса перед конгрессом 7 февраля (мюнхенская речь Владимира Путина прозвучала 10 февраля. – “Ведомости”). Представляя военный бюджет на 2008 финансовый год, Гейтс отметил, что российские и китайские военные “реализуют сложнейшие модернизационные программы”, которые могут представлять угрозу для США. Российские комментаторы ухватились за эту фразу и заговорили о возвращении холодной войны как раз в то время, когда в Москве и так кипели страсти вокруг планов НАТО по размещению противоракетных систем в Польше и Чехии.

Как все изменилось. Еще в 2002 г. в Стратегии национальной безопасности говорилось о том, что “в отношениях с Россией произошел переход от конфронтации к сотрудничеству”. В тексте стратегии годовой давности речь шла скорее о важности дискуссии, чем о взаимных угрозах: “США стремятся к более тесному сотрудничеству с Россией по стратегическим вопросам и к поискам компромисса там, где интересы стран расходятся... Существующие тенденции, к сожалению, указывают на ослабление приверженности демократическим свободам... Мы будем убеждать российское правительство двигаться вперед, а не назад, по пути свобод”.

Почему Россия могла оказаться в числе угроз? Может быть, заявление Гейтса стало отражением фундаментального сдвига в американской политике? Это маловероятно, учитывая отсутствие формальной дискуссии и логического основания для перемен. В Четырехлетнем военном плане (QDR) Пентагона подчеркивается: “Маловероятно, что Россия представляет для США и их союзников такую же военную угрозу, как СССР во времена холодной войны”. QDR акцентирует внимание на том, что, где это возможно, США будут действовать совместно с Россией, если их интересы совпадают. Сюда входят вопросы нераспространения оружия массового поражения, борьба с терроризмом и наркоторговлей.

Может быть, Гейтс вернулся к своим прежним взглядам? На закате холодной войны он был шефом ЦРУ и заслужил репутацию человека, не заметившего разрядки. Но это слабое объяснение. Теоретически оно может означать, что изменение военной стратегии США не за горами, а речь Гейтса – просто первый звонок.

Если российские военные стратеги хотят знать, как дела обстоят на самом деле, им стоит, отвлекшись от резких слов Гейтса, взглянуть на цифры военного бюджета – 2008. Он предусматривает повышение военных расходов по сравнению с прошлым годом на 11,3% до $481,4 млрд. Есть ли здесь какая-либо связь с Россией?

Детализируя бюджет, Гейтс подчеркнул необходимость расширения сухопутных войск, включая подразделения морских пехотинцев и сил специальных операций, – всего $12,1 млрд. Это расширение не имеет ничего общего с Россией, а обусловлено продолжающимися конфликтами в Ираке и Афганистане. Затраты на размещенные там войска составляют другую внушительную часть затрат: $70 млрд на жалованье, продовольствие, транспортное, ремонтное и тыловое обеспечение. Еще одна статья бюджета, “Качество жизни”, направлена на то, чтобы сделать службу в армии США более привлекательной: $38,7 млрд на здравоохранение для находящихся на службе и демобилизованных солдат; $15 млрд на расквартирование; $2,9 млрд на ремонт казарм и семейных общежитий; $2,1 млрд на 3%-ное увеличение зарплаты военнослужащим. Итого: около $140 млрд уйдет только на наем, оплату и создание пристойных условий жизни для частей, находящихся в Ираке и Афганистане.

Существует и проблема экипировки, обучения и защиты американских солдат в зонах конфликтов. На ремонт и замену оборудования, утраченного в ходе боевых действий, предусмотрено около $37,6 млрд. Еще $13,6 млрд уйдет на учения и повышение боеготовности частей; $15,2 млрд предусмотрено на разработку новых бронежилетов, бронемашин и электронных средств для предотвращения атак американских войск. На одну только борьбу с самодельными взрывными устройствами выделено около $4 млрд. Обучение иракских и афганских военных и полицейских обойдется в $4,7 млрд. Таким образом, более $200 млрд, т. е. около половины военного бюджета – 2008, уйдет на обеспечение нужд операций в Ираке и Афганистане. И ни цента не будет потрачено на связанные с Россией угрозы. На что пойдут оставшиеся средства?

В массиве стратегических инвестиций в модернизацию вооружений нет никаких сюрпризов: $177 млрд будет вложено в закупки и разработки тех средств, о которых известно давно, – истребитель нового поколения, новый авианосец, новая десантная амфибия. Расходы на противоракетную оборону, при всем недовольстве Москвы, составляют всего $9,9 млрд, что несущественно больше расходов предыдущего финансового года.

Резюмируя, можно сказать, что военный бюджет в 2008 г. заметно увеличен, но это увеличение вызвано ростом затрат на войну в Ираке и Афганистане. В бюджете нет никакой существенной антироссийской направленности.

Конечно, остается вероятность, что минобороны США скрывает некие антироссийские проекты в секретных программах. Однако их увеличение в любом случае несравнимо с бюджетными запросами войны в Ираке, которые являются главным бременем для американской военной машины.

Речь Гейтса могла стать для российского политического истеблишмента сюрпризом, но не должна быть поводом для паники. Представителям двух стран сейчас гораздо проще общаться между собой, чем во времена холодной войны. Так что можно просто спросить Гейтса, что он имел в виду, когда сказал, что российская программа перевооружения может представлять угрозу для США. Это вопрос, который стоит задать и на который стоит получить вразумительный ответ.