“Транснефть” уронит Urals


“Логика этих рассуждений понятна, но они могут ничего не значить, ведь спрэд между легкой и тяжелой нефтью в 2003–2006 гг. вырос во всем мире, а не только в Европе”, – говорит аналитик Альфа-банка Дмитрий Лукашов. Так, нефть марки WTI (легкая, основная на рынке США) в 2003 г. стоила в среднем $31,06 за баррель, в 2006 г. – $66,09, а тяжелая нефть марки Maya соответственно $25,22 и $51,69 за баррель. То есть спрэд между ними за этот период вырос с $5,84 до $14,4 на баррель.

Январский конфликт России с Белоруссией, приведший к кратковременному прекращению поставок нефти в Европу, заставил российские власти озаботиться снижением транзитных рисков. В связи с этим “Транснефть” предложила построить новую ветку БТС начальной мощностью 50 млн т и стоимостью около $2 млрд по маршруту Унеча – Великие Луки – Приморск. В дальнейшем общая мощность системы может быть увеличена до 150 млн т. Таким образом, экспортный поток будет направлен в обход Белоруссии. Проект соответствующего распоряжения Минпромэнерго уже направило в правительство. Президент “Транснефти” Семен Вайншток заявил на этой неделе, что проект может быть реализован в течение 18 месяцев с момента его одобрения правительством.

Аналитики Argus Media прогнозируют, что осуществление планов “Транснефти” может оказать негативное для российских экспортеров влияние на региональный рынок нефти. В частности, они отмечают, что увеличение экспорта нефти через Приморск уже привело к повышению дисконта Urals к Brent на северо-западе Европы с $1,58 на баррель в 2003 г. до $4,27 в 2006-м. И хотя страны Европы, возможно, станут закупать больше Urals и меньше нефти, поставляемой из Ирана и Ирака, местным НПЗ будет сложно переварить столь быстрый рост поставок российской нефти. “Если часть нефти, поставляемой по “Дружбе”, уйдет в Приморск, это будет означать увеличение предложения на спотовом танкерном рынке”, – объясняет аналитик Argus Александр Ершов. По его словам, нефть, которая идет по “Дружбе”, поступает на НПЗ и не влияет на рынок спотовых партий, а перераспределение объемов с “Дружбы” на БТС, даже если общий объем поставок в Европу не изменится, может увеличить дисконт Urals.

В том, что дальнейшее развитие БТС снизит цену российской нефти, уверен и Валерий Нестеров из “Тройки Диалог”. “Если восточноевропейские НПЗ, которые получают нефть по “Дружбе”, ориентированы на Urals, то другие заводы Европы надо переоборудовать, чтобы они могли перерабатывать нефть с более высоким содержанием серы, – отмечает он. – Следовательно, чтобы северо- и западноевропейские заводы согласились на реконструкцию, им должен быть предложен дисконт”.

Трейдер крупной нефтяной компании тоже считает, что увеличение предложения российской нефти на северо-западе Европы неизбежно приведет к увеличению ее спрэда к Brent. К тому же, добавляет он, увеличение поставок из Приморска до 150 млн т в год создаст проблемы с прохождением танкеров через датские проливы, как это уже давно происходит в Босфоре и Дарданеллах. По его мнению, государству лучше бы озаботиться выходом к глубоководным портам, например к Мурманску, откуда можно отправлять на глобальные рынки танкеры по 240 000 т и более, а не по 100 000–140 000 т, как сейчас.