Бремя “Роснефти”


В конце 2004 г. “Роснефть” купила 77% акций “Юганскнефтегаза” за $9,4 млрд. Для этого госкомпании пришлось занять около $8 млрд, и в начале 2005 г. ее общий долг достиг $13,7 млрд. Треть этой суммы – $4,7 млрд – нужно было вернуть в течение года. Из-за новых долгов “Роснефть” нарушила условия прежних кредитных соглашений (на $1,66 млрд), и кредиторы получили право потребовать досрочного погашения долга.

В середине 2005 г. банки согласились изменить условия соглашений. В обмен на это “Роснефть” должна была до конца 2005 г. урегулировать налоговые обязательства “Юганска” и разобраться с неоплаченными гарантиями компании по долгам ЮКОСа. Но в этот срок “Роснефть” не уложилась – ей пришлось переносить срок расплаты с банками еще три раза. В конце 2006 г. компания вновь получила отсрочку банков до 3 января 2008 г., говорится в отчете “Роснефти” за IV квартал.

“Роснефть” не спешит погашать эти долги. Она оспаривает в суде поручительство “Юганска” по кредиту на $1,6 млрд, предоставленному ЮКОСу банком Societe Generale на деньги владельца компании – Group Menatep. Невыплаченный остаток этого долга на конец 2006 г. составлял $655,7 млн. В российских судах “Роснефть” добилась признания недействительной гарантии “Юганска”. Лондонский международный арбитражный суд продолжает рассматривать это дело.

Часть налоговых долгов “Юганска” “Роснефть” оспаривает в судах, часть признала и намерена погасить, рассказывает представитель компании. Точных данных он не назвал. На начало 2006 г. “незавершенные разногласия с налоговыми органами” “Юганскнефтегаза” составляли $4,676 млрд, писала “Роснефть” в отчете по US GAAP за 2005 г. Но в апреле 2006 г. арбитражный суд Москвы снизил сумму налоговых претензий к “Юганску” до $760 млн, включая пени и штрафы. Налоговики это решение не обжаловали.

Но все долги “Юганска” стали долгами “Роснефти”, напоминает управляющий партнер юрфирмы A.S.T. Legal Анатолий Юшин: в октябре 2006 г. “Роснефть” консолидировала основные “дочки”, в том числе “Юганскнефтегаз”. Близость к государству и одно из ведущих мест в российской нефтегазовой отрасли позволяет “Роснефти” довольно просто договариваться с банками, отмечает аналитик рейтингового агентства Standard & Poor’s Елена Ананькина. Но нет ничего хорошего в том, что “Роснефть” вынуждена постоянно обращаться к кредиторам, у которых остаются такие рычаги влияния на компанию, заключает она.

Представитель одного из крупнейших кредиторов “Роснефти” – ABN Amro – от комментариев отказался.