Голос проигравшего


Этих людей называли спасителями нации, оба они пришли к власти и породили культ собственной личности. Но один побыл революционным вождем всего несколько месяцев, а второй сумел кардинально изменить ход мировой истории.

Чем примечательна выставка: впервые за девяносто лет историческое повествование о событиях тех лет ведется не с точки зрения победителей, а от лица проигравших и прежде всего Александра Керенского. Удивительно, но этот человек долгое время был своего рода мистическим близнецом Владимира Ленина. Будущий председатель Временного правительства родился в одном месяце и в одном городе с будущим основателем Советского государства, тоже вырос в семье учителя, также закончил школу с золотой медалью и получил диплом юриста. Как и Ленин, Керенский всерьез увлекался марксизмом и позже писал: «На революционную борьбу нас толкал сам режим». Правда, он был младше своего исторического «близнеца» на 11 лет. Оба они «нырнули» во власть импульсивно: Ленин узнал о падении царского трона в Швейцарии, а Керенскому позвонил его друг и сообщил, что в Волынском полку революция. А дальше было блистательное восхождение на политический олимп одного и почти полный крах карьеры другого. Попади мы сейчас из нашего времени в весну и лето 1917-го, вероятно, решили бы, что вся последующая история нашего государства нам приснилась: Керенского в газетах величали «первой любовью Русской революции» и «апостолом мира и правды», экзальтированные дамы бросали ему снятые с себя бриллиантовые ожерелья, солдаты дарили свои георгиевские кресты, а сам Александр Федорович после частых рукопожатий ходил с перевязанной рукой.

И тем не менее через каких-то несколько месяцев все резко изменилось. Почему это произошло, как были созданы идеальные условия для легкой победы левого радикализма? Почему наша страна не пошла по пути авторитарной демократии, приверженцем которой был Керенский, не скатилась к военной диктатуре, которой добивался Корнилов, и не стала умеренно демократическим государством с социалистическим правительством, что тоже было возможно? Выставка пытается ответить на эти вопросы. Некоторые экспонаты показаны впервые – скажем, подлинные документы Керенского и Ленина из Государственного архива РФ и Российского государственного архива социально-политической истории. Есть здесь малоизвестные рисунки и карикатуры на двух вождей, солдатские письма, плакаты, письма в редакции различных газет, где авторы выражают свое отношение к политике Временного правительства и действиям большевиков, высказывают мысли по самому живо-

трепещущему вопросу – о войне и мире. Любопытно увидеть и жетоны с революционными лозунгами (их вместе с красными бантами тогда было модно прикалывать на грудь), пальто, котелок и саквояж Ленина, его конспиративный парик.

А самое главное: погружение в тот короткий, но «архиважный» период нашей истории напомнит нам, что в политике часто побеждает не самый честный и даже не самый сильный, а тот, кто, не заботясь о собственном имидже, способен цинично вступить во временный союз со своими противниками и действовать решительно и быстро.

21 февраля – 9 апреля, выставка «1917 год: Керенский и Ленин. На перекрестке исторических судеб», Государственный исторический музей, Красная пл., 1/2, тел. 692 40 19