Гуашью на ватмане


Мне такая торговля не нравится, выбирайте быстрее», – первое, что я слышу, зайдя в магазин при павловопосадской платочной мануфактуре. Это продавец Елена Анисина торопит покупательниц – мать с дочкой, приехавших в Павловский Посад с Урала. На часах одиннадцать утра, суббота, в магазине не протолкнуться. «Кто пришел раньше, станьте, пожалуйста, ближе к кассе», – командует Елена. К четырем часам народ рассеивается, и продавщица устало говорит: «В выходные всегда так. Хорошо еще, сегодня нет автобуса с туристами».

Павловопосадские платки с яркими полевыми цветами на черном фоне вошли в моду во второй половине XIX века. До этого на российских мануфактурах производили в основном шали с турецким узором. Дарили павловопосадские платки невестам. Девушки хранили их всю жизнь, а потом передавали по наследству.

Павловопосадская платочная мануфактура была основана в 1795 году крестьянином Иваном Лабзиным. В начале ХХ века «Товарищество мануфактур Я. Лабзина (потомок основателя. – «Пятница».) и В. Грязнова» считалось самым крупным в России предприятием по производству шерстяных платков и шалей. Здесь трудились более 2000 человек, а имущество «Товарищества», включая материалы и товары, стоило больше 4 млн руб.

Сегодня каждый платок, изготовленный на мануфактуре, имеет свое название. «Обручальное кольцо», «Посиделки», «Самарканд», «Журавушка»... – перечисляет Елена Анисина. – Самые ходовые – «Аленький цветочек» и «Испанский». В старину платки называли по типу рисунка: травчатый, уступами, шахматный... Сейчас имена им дают сами художники».

Чтобы на свет появился новый платок, требуется не менее трех месяцев. Сначала художник делает крок – рисунок гуашью на ватмане. Изображается лишь та часть узора, которая в платке будет повторяться: четверть, половина. Затем прядется сам платок, выбеливаются нити и лазером наносится рисунок. Платков с одним и тем же узором выпускается не больше 20 штук.

«Эксклюзивность больше всего нравится иностранцам. К нам приезжают из Китая и Швейцарии», – говорит продавец Елена Зиновьева. Бывают здесь и российские дизайнеры: Андрей Шаров перенес павловопосадский рисунок на шелковые юбки, а Илья Шиян в своей новой весенне-летней коллекции использовал шали в качестве дополнения к мужскому костюму.

На фабрике воссоздают и старые рисунки. В коллекции сезона 2006–2007 гг. представлена шаль «Молитва», созданная еще в начале XX века. А платок «Белые розы» не снимают с производства с 1953 года.