Сверху вниз по целине


Хели-ски, то есть внетрассовое катание на лыжах и сноубордах с доставкой до старта на вертолете, в по-следнее время становится все более массовым увлечением. Начало ему было положено в Северной Америке и Альпах. В нашей стране общедоступный хели-скиинг появился в 90-х годах, и ежегодно число его приверженцев увеличивается.

Есть сравнительно недорогие варианты катания с использованием вертолета. Например, в Европе можно заплатить от 80 евро за один подъем, чтобы испытать ни с чем не сравнимое удовольствие спуска на лыжах по нетронутым склонам с высоты в 3–4 тысячи метров. Правда, следует понимать, что это удовольствие не для новичков. Одно из основных условий: вы должны иметь как минимум хорошую горнолыжную подготовку, а желателен опыт катания вне трасс. Кроме того, нужны широкие фрирайдовые лыжи. Сноубордистам в этом плане проще, хотя специальное оборудование требуется и им: например поисковые радиомаяки на случай, если человек потеряется или сойдет лавина. Как правило, в местах, где официально предлагается услуга хели-ски, все необходимое для путешествия по целине можно взять напрокат.

В Европе хели-ски предлагают далеко не везде. Есть немало мест, где этот вид спорта запрещен. Например, в туристических офисах Австрии и Франции «Пятнице» сказали, что в этих странах такой услуги не существует. В других альпийских странах она тоже имеется далеко не на каждом курорте. Например, в Италии ее предлагают только на горных станциях в провинции Валле-д’Аоста. Сезон хели-ски в долине Аосты начинается в начале января и длится до середины мая, лучшее катание – с марта до окончания сезона. Один подъем обходится в 78 евро (при полной загрузке вертолета). Оптимальный вариант перепада высот во время одного спуска 1500–1600 м, хотя по желанию можно проехать и до 2200 м. Как показывает практика, наилучший вариант – два, максимум три спуска в день, или 6 тысяч метров перепада в общей сложности.

Еще одна альпийская страна, в которой разрешен хели-ски, – это Швейцария. Правда, всего на двух курортах: Церматт и Вербье. Цены сравнимы с итальянскими. К примеру, в Alpine Center однодневный тур минимум с двумя подъемами на высоту 3762 метров обходится в 210 евро с человека. Из Церматта на том же вертолете можно слетать покататься в соседнюю Червинию (233 евро за полет).

Хели-ски есть и в России, причем это достаточно распространенная услуга, которой вовсю пользуются иностранцы. Например, автор этих строк несколько лет назад встретил в начале мая на Домбае группу французских горнолыжных инструкторов, которые по окончании сезона в Альпах приехали в Россию и арендовали у МЧС Ми-8 в надежде вволю покататься по нетронутым сугробам Кавказа. Увы, вертолет по погодным условиям в основном стоял на приколе, так что печальные французы вынуждены были наравне со всеми пользоваться обычными трассами.

Ми-8, который берет в зависимости от модификации и высоты полета от восьми до двадцати человек, обычно используется для хели-ски в России; в Европе летают на Ecureuil B2, вмещающем пять пассажиров. Летный час в среднем обходится в 40 тыс. руб. Но бывает и больше, например, на Камчатке, где топливо дороже, чем на Большой земле. Кроме того, Ми-8МТВ, хоть и хорош для полетов в горах (поднимается выше и быстрее), но потребляет заметно больше топлива, поэтому и обходится дороже. Ми-8 используют на популярных курортах – Красная Поляна, Домбай, Шерегеш. А в прошлом году один из иркутских операторов горнолыжного отдыха стал предлагать хели-ски на склонах хребта Хамар-Дабан с использованием 4-местного вертолета Robinson.

www.heliski.ru