Забор не спасет


Мы стоим посреди заснеженного подмосковного поля, ежимся от пятнадцатиградусного мороза и смотрим на себя сверху. Точнее, смотрим на экран, на котором нас показывают сверху. Я поднимаю голову к небу – оно ясно и чисто. Тем не менее там есть кто-то с видеокамерой, который нагло показывает меня мне самому уже минут десять во всех ракурсах. «Все, сдаюсь», – говорю я. «Смотри по направлению антенны», – подсказывает Александр Захаров, глава небольшой компании «Беспилотные системы». Рядом с нами стоит минивен, на крыше которого, как радар, крутится небольшая антенна. Следую совету, и – удача! – на высоте примерно двухсот метров замечаю миниатюрный бесшумный самолет, описывающий над нами круги. Это и есть ZALA 421-08, самый современный российский беспилотный летательный аппарат. Я потрясен: последний отечественный беспилотник, который я видел – армейский «Пчела-1Т», – был размером с мотороллер, весил 130 кг, трещал, как мопед и запускался с установки, напоминающей «Катюшу» времен Второй мировой. К тому же он улетел за горизонт и не вернулся. Пускать вторую «Пчелу» не стали – одно такое «насекомое» стоит нашей армии около $100 000.

У Захарова половину этой суммы стоит весь комплекс – система управления и два аппарата. Вес самого аппарата – 1,7 кг, причем половина веса приходится на литиевые аккумуляторы. Запускается ZALA с рук, как детский электрический пено-пластовый самолетик. На борту две камеры: одна черно-белая высокого разрешения смотрит вниз и вперед, вторая цветная – вниз и вбок. Если оператора интересует какой-то объект более подробно, он просто тыкает пальцем в сенсорный экран ноутбука, и ZALA, закладывая левый вираж, начинает делать «воронку», непрерывно удерживая цель в объективе бортовой камеры. Что-то подобное делают знаменитые американские «ганшипы», только вместо телекамер у них скорострельные пушки. Вот и сейчас ZALA кружит над нами, демонстрируя нас во всей красе с высоты 200 метров.

Мне предлагают полетать вокруг. Никаких навыков авиамоделиста от меня не требуется – нужно просто подойти к ноутбуку, на сенсорном экране которого спутниковая фотография прилегающей местности, и, пальцем передвигая контрольные точки, проложить маршрут нашему самолетику. Причем маршрут можно изменять в реальном времени. Вот наш самолет прошелся вдоль центральной улицы соседнего дачного поселочка, как на ладони показав все, что обычно спрятано за трехметровыми кирпичными заборами, вот завис над перекрестком километрах в трех от нас. Полюбовавшись нелегкой работой гаишника на трассе, я решаю вернуться домой.

Процесс возвращения – гордость Захарова. «Просто нажми вот на эту кнопку», – предлагает он. Я нажимаю и начинаю искать в небе наш аппарат, благо антенна курс подсказывает точно. Вот маленький самолетик появляется над нами, заходит против ветра, делает у себя в «голове» все необходимые вычисления, останавливает двигатель, складывает лопасти и выпускает парашют. Фантастика – он чуть не приземлился мне на голову! Захаров смеется – видно, это его фирменный фокус для заказчиков. Для тех, про кого можно говорить – это МВД и спасатели, как раз такой аппарат и летал над нами.

И для тех, про кого нельзя, – а для них и самолеты могут быть другими. И необязательно только с телекамерами. Повторяю, приземляется такой аппарат прямо на голову. «А вообще, – улыбается Захаров, – это только сегодня специзделие. А лет через десять уже наши дети будут играть вот с такими игрушками».