Живет такой пастырь


Большое, редкое событие: 22 февраля на наши экраны выходит новый фильм Роберта Де Ниро «Ложное искушение». Нет, появление Де Ниро на экране, конечно, не редкость: дурацких комических или криминальных ролей у артиста хватает – по нескольку штук ежегодно, – но вот работы Де Ниро-режиссера увидеть доводится совсем не так часто. Примерно раз в полтора десятилетия. Режиссерский дебют уже оскароносного и всемирно известного артиста пришелся на 1993 год. Его «Бронкская история» была принята неоднозначно, но публика со временем привыкла к новому имиджу любимого актера. В конце концов и его можно понять: иногда необходимо быть серьезным, а к актерской профессии Де Ниро уже не первое десятилетие относится шутя.

Давая фильму столь тяжеловесное название, переводчики хотели передать смысл картины. Дескать, пошел главный герой не по той дорожке, вот в чащу и забрел. В оригинале фильм называется The Good Shepherd — «Добрый пастырь».

Никаких искушений. Герой по имени Эдвард Уилсон от души любит свою родную Америку и во имя ее защиты идет на работу в разведку. Так он оказывается у истоков ЦРУ – трехчасовой эпос Де Ниро посвящен истории создания этой почтенной организации. Действие продолжается с 1939 года по 1962-й: ровно столько нужно артисту Мэтту Дэймону для того, чтобы, почти не прибегая к услугам гримеров, пройти путь от застенчивого идеалиста-выпускника Йельского университета до искушенного и утомленного жизнью спецслужбиста. От довоенных иллюзий к интригам Карибского кризиса. От мечты о семейном счастье к полному его разрушению – тем более эффектному, что в роли нелюбимой(!) жены Эдварда выступила красотка Анджелина Джоли. А о том, кто такой Добрый пастырь – сам герой или любой из его мудрых наставников, – зрителю предлагается догадаться самостоятельно.

Думая о Де Ниро, непременно вспомнишь английское выражение larger than life — «больше чем жизнь». Этот 63-летний актер именно таков. Таков же его фильм. В нем всего больше, чем в жизни. И звезд наивысшего полета, которые стараются изо всех сил: то, как играют в «Ложном искушении» Майкл Гэмбон, Алек Болдуин или Уильям Херт, не говоря о Дэймоне, решительно отодвигает на второй план самого Де Ниро, изредка мелькающего на экране. И событий, с потоком которых мозг среднестатистического зрителя не справляется. И диалогов, звучащих без остановки все три часа. И скрытых, а также очевидных смыслов: история ЦРУ приобретает библейский размах. В этом и плюс, и минус картины, которую довольно трудно досмотреть до конца в один присест. Досмотрев же, задумываешься над тем, хороший ли вышел из Де Ниро режиссер. И еще сильнее захочешь снять перед ним несуществующую шляпу.

Дело даже не в том, что звезда, которая могла бы почивать на уютных лаврах, подсчитывая награды на каминной полке и деньги на банковских счетах, бросается в такую авантюру и выполняет дьявольски сложную работу без надежды на благодарность со стороны публики или коллег. А в том, что этот бесспорно великий человек ищет и находит столь изящный способ задать важные вопросы, ответов на которые он не знает сам. Не знает и не притворяется знающим. Пообщавшись с Де Ниро в Берлине, автор этих строк, как и многие его коллеги, был поражен тем, как застенчиво он себя ведет. Выходит, интроверт-очкарик, сыгранный Дэймоном, явил миру подлинное лицо Роберта Де Ниро. И все для того, чтобы сказать: я недостоин быть вашим пастырем, ибо не знаю, что добро, а что зло.

С 22 февраля, «5 звезд», «Ролан», «Художественный»