Будет $400 млрд инвестиций


В ближайшие девять лет компании будут вести 304 проекта с суммой инвестиций минимум $100 млн каждый. Эту цифру ИРП получил из открытых источников и из опроса топ-менеджеров крупнейших российских компаний.

Больше всех собираются потратить нефтегазовые компании: всего 24 проекта, но на сумму $145 млрд. “Мы вплотную подступили к необходимости осваивать или труднодоступные месторождения с неразвитой инфраструктурой, или шельф”, – объяснил Хлопонин.

Энергетики – лидеры по количеству проектов: 84 на сумму $62 млрд.

Компании цветной металлургии собираются вложить $23 млрд в 35 проектов, черной – $27 млрд в 50 проектов. Компании химической промышленности собираются инвестировать $31,4 млрд, лесопромышленники – $13,6 млрд, а машиностроители – $6,4 млрд.

Значительная часть проектов приходится на восточные регионы. В Дальневосточный и Сибирский федеральные округа в сумме будет вложено $182,2 млрд. Лидеры – Сахалинская область ($65,7 млрд), Красноярский край ($31,8 млрд), Якутия ($23,7 млрд), Иркутская область ($21,8 млрд) и Ямало-Ненецкий автономный округ ($21,7 млрд).

Есть крен в сторону сырьевого освоения Сибири и Дальнего Востока, но такое направление развития – тоже хорошо, потому что геостратегически опасно не закрепиться на этой не освоенной до конца территории. Диверсификацию экономики обеспечит европейская часть России, где будет развиваться экономика услуг и знаний вокруг крупных городов и транзитных центров, заключил Хлопонин.

За последние 100 лет это уже третья попытка освоить восток, напоминает директор Института региональных проблем Максим Дианов. В 1930-е гг. был целый “нацпроект” по переселению, когда любимые актеры в спектаклях и фильмах рассказывали, как здорово жить в Сибири, переезжающие получали надбавки к зарплатам, а государство вкладывало деньги в строительство заводов, например, в Норильске или Комсомольске-на-Амуре. Позже освоению востока поспособствовала война – туда эвакуировали предприятия. На особо трудных участках привлекались заключенные и военнопленные, рассказывает Дианов.

Новой попытке завоевать восток могут помешать две проблемы.

Во-первых, 90% проектов нереализуемы без государственных инвестиций в автодорожную, железнодорожную, электросетевую и коммунальную инфраструктуру. “Совокупность инвестиционных планов – это заявка на частно-государственное партнерство”, – заявил Хлопонин.

Министр экономразвития Герман Греф дал понять, что больше, чем государство уже обещало, от него ждать не стоит. Инвестпрограммы естественных монополий – это в значительной степени бюджетные деньги, сказал министр, и государство напрямую финансирует многие инфраструктурные проекты через региональные бюджеты: один только дорожный фонд составляет $6 млрд. Инвестфонд даст опыт работы с концессиями и инфраструктуру можно будет создавать на частные деньги, уверен Греф.

Все вполне выполнимо и без увеличения господдержки, считает эксперт Центра развития Валерий Миронов: в 2006 г. инвестиции в основной капитал за счет госисточников составили около $32 млрд, из них половина – в инфраструктуру. “Это как раз тот уровень, который требуется вкладывать ежегодно до 2015 г., а объем инвестиций будет расти”, – отмечает Миронов.

Во-вторых, сейчас амбициозные проекты некому реализовывать. У всех дальневосточных регионов отрицательный показатель чистой миграции, ежегодно их покидает до 300 человек на 10 000 жителей. Хлопонин надеется задействовать весь потенциал самих регионов, в том числе за счет переподготовки кадров, и все равно придется привлекать мигрантов – а это уже федеральная проблема.

Фактически мы говорим “нет” китайцам, поэтому единственным источником трудовых ресурсов могли бы стать жители европейской части, считает директор Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ Владимир Гимпельсон. Но все, кто хотел, уже уехали в Москву или Петербург, а чтобы мотивировать оставшихся, нужно много денег. Это может разрушить экономику, поскольку одно из ее преимуществ – относительно дешевый труд, а он и так в последние годы сильно подорожал, заключает эксперт.