Новый кризис


В конце прошлого года Минфин внес изменения в приказ “О порядке приобретения и учета федеральных специальных марок”. Согласно новым правилам, вступившим в силу 31 декабря 2006 г., подавая заявку на получение акцизных марок, производитель предоставляет ФНС банковское обеспечение или вносит залог в денежном эквиваленте. Ранее производители должны были гарантировать либо предоплачивать 10% от суммы акциза. О том, что ФНС выдает акцизные марки только при наличии гарантии оплаты полной суммы акциза, “Ведомостям” рассказали сразу несколько производителей алкоголя. По подсчетам гендиректора холдинга “СДС-Агро” (контролирует Сибирскую водочную компанию) Андрея Лапикова, ранее сумма гарантий составляла 3,6 руб. за 0,5 л, с января она увеличилась до 38 руб. “При запланированном нами на март объеме производства в 100 000 дал сумма гарантий превысила 70 млн руб. Пришлось повышать оборотные средства за счет других “дочек”, что снизило темпы развития холдинга”, – говорит Лапиков. По его словам, увеличение залога повысило конечную себестоимость водки на 2 руб. за 0,5 л. “Омсквинпром” для получения банковской гарантии в 300 млн руб. заложил большую часть имущества предприятия, рассказал замгендиректора Сергей Николаев. Его примеру последовал нижегородский производитель “Хлебная слеза” и ростовский “Ламос”. По словам топ-менеджера красноярского “Ярича” (входит в ФГУП “Росспиртпром”), для бесперебойной работы завода необходимо предоставить ФНС обеспечение на 58 млн руб. “Денег на возросшие расходы в компании нет, а банки в гарантиях без поручителя отказывают, поскольку все имущество заложено ранее”, – указывает он. “Ярич” направил письмо в краевую администрацию с просьбой, чтобы поручителем выступил “Красцветмет”. “Ответа от чиновников нет до сих пор. Если не дождемся, то “Ярич” в ближайшее время снизит объемы производства, а затем и вовсе будет остановлен”, – жалуется менеджер. Участники рынка уверены, что новые правила негативно отразятся на небольших компаниях. “Получить кредиты, к примеру, на развитие сейчас затруднительно”, – говорит гендиректор “Хлебной слезы” Константин Макарычев. Гендиректор “Южной столицы” Алексей Колесников указывает, что компании нужны дополнительные оборотные средства, а небольшим компаниям найти их гораздо сложнее. Крупные производители признают, что банки продолжают с ними работать. “Раньше государство выдавало акцизные марки, рискуя работать с некредитоспособными компаниями и не получить деньги. Сейчас этим вопросом занимаются профессиональные структуры – банки”, – позитивно оценивает нововведение Владимир Иванов из “Русского алкоголя”.