РЖД требует прибавки


О новом предложении РЖД по индексации грузовых тарифов “Ведомостям” рассказали в пресс-службе компании. В 2008 г. РЖД хочет добиться повышения тарифов в среднем на 13,5%, в 2009 г. – на 9%, в 2010 г. – на 6,5%. У Минэкономразвития на ближайшие два года были другие планы – 7% в 2008 г. и 6,8% в 2009 г. (на 2010 г. планы совпадают). Такие прогнозы министерство утвердило в декабре 2006 г.

Но в РЖД с ними не согласны, ведь прогнозы министерства для других естественных монополий намного выше. Электроэнергия, по декабрьским оценкам Минэкономразвития, должна дорожать в среднем на 12–13,5% в год в 2008–2010 гг. (в регулируемом секторе), газ – на 25–27,7%. “РЖД оказывается в неравных рыночных условиях, – возмущается представитель РЖД Михаил Гончаров. – Рост тарифов для других монополий приведет к опережающему росту промышленных цен, а РЖД от этого будет терять до 10 млрд руб. ежегодно”.

Еще в 2003 г. Минэкономразвития решило, что рост тарифов на грузовые перевозки практически не должен превышать целевой уровень инфляции: слишком значительна доля транспортной составляющей в ценах на товары. Но РЖД каждый год борется с чиновниками за то, чтобы тарифы на грузоперевозки росли быстрее. Только в 2006 г., по оценкам РЖД, прирост тарифов на трубопроводном транспорте был почти в семь раз выше – 58% против 7,5% у железных дорог.

В начале года РЖД предложила чиновникам дополнительно проиндексировать ей тарифы и на 2007 г. – на 6%, но ей отказали, рассказывает близкий к госкомпании источник. По новому предложению РЖД решения пока нет. “Сейчас [оно] обсуждается”, – заявила журналистам начальник профильного отдела Минэкономразвития Светлана Несветайлова. “Однако мы считаем необходимым проиндексировать тарифы в следующем году на 7%, в 2009 г. – на 6,8%”, – цитирует чиновника “Интерфакс”. Федеральная служба по тарифам (ФСТ) свое мнение на этот счет подготовит только на следующей неделе – к заседанию правительственной комиссии по бюджетным проектировкам, заявил “Ведомостям” замруководителя ФСТ Виталий Евдокименко. А общее мнение правительства станет понятно после 1 марта, когда оно рассмотрит прогноз социально-экономического развития на 2008–2010 гг., включая предельные уровни тарифов естественных монополий на этот срок.

Грузоотправители возмущены предложениями РЖД. С 1998 г. железнодорожные тарифы выросли в разы, а качество перевозок остается прежним, рассуждает гендиректор “Суал-Транспорта” Борис Чертков. “Модернизация железных дорог должна финансироваться не только за счет грузоотправителей, но и за счет госказны”, – считает он. Впрочем, РЖД вряд ли сможет добиться принятия всех своих предложений, считает директор департамента ФБК Игорь Николаев: “Идет банальный торг, госкомпания просит заведомо больше, чем ей нужно”. Хотя небольшого повышения РЖД может добиться. В последние годы темпы инфляции действительно были ниже, чем темпы роста цен у производителей промышленной продукции, так что чиновники должны пойти на послабления, рассуждает эксперт.