У Рахимова отбирают ТЭК


Представители ФНС и АФК “Система” от комментариев отказались, а в офисе “Башкирского капитала” телефоны в пятницу не отвечали. Но один из миноритарных акционеров “Башнефти” уверяет, что подачу исков пролоббировала “Роснефть”. В пресс-службе госкомпании эту версию комментировать не стали. Между тем ее президент Сергей Богданчиков неоднократно заявлял об интересе к башкирским нефтеперерабатывающим активам.

Аналитик ИК “Брокеркредитсервис” Максим Шеин отмечает, что ситуация с башкирским ТЭКом соответствует курсу государства на контроль над максимально возможным количеством нефтегазовых активов. По мнению эксперта, если башкирские активы отойдут государству, с наибольшей степенью вероятности они достанутся “Роснефти”.

Еще в прошлом году ФНС подала ряд исков в арбитражный суд Москвы, в которых служба оспаривает законность сделок по передаче акций предприятий башкирского ТЭКа от “Башкирского капитала” четырем ООО. В минувший четверг началось предварительное слушание дела. В исках налоговики утверждают, что сделки были совершены “с целью, противной основам правопорядка и нравственности”. Кроме того, “Башкирскому капиталу” предъявлена претензия на 42 млрд руб. за неуплату налога на прибыль после безвозмездной передачи акций благотворительным фондам.

“Башнефть”, нефтеперерабатывающие предприятия “Уфаоргсинтез”, “Новойл”, “Уфанефтехим” и Уфимский НПЗ и сбытовое – “Башкирнефтепродукт” были приватизированы в 2002 г. в пользу семи башкирских ООО, контролируемых 19 физлицами – по общему мнению, Уралом Рахимовым и его партнерами. Сразу после этого пакеты были переданы ООО “Башкирский капитал”. В 2005 г. блокирующие или близкие к ним доли предприятий ТЭКа были проданы АФК “Система” за $600 млн. В итоге у “Башкирского капитала” осталось 64,84% акций “Башнефти”, 58,8% – “Башкирнефтепродукта”, 58,16% – “Уфаоргсинтеза”, 65,728% – “Новойла”, 52,616% – “Уфанефтехима” и 59,76% – Уфимского НПЗ. А весной прошлого года эти акции равными долями были переданы четырем благотворительным фондам: “Урал”, “Агидель”, “Инзер” и “Юрюзань”, откуда они затем перешли к учрежденным этими фондами одноименным ООО. Согласно “Интерфаксу”, в конце прошлого года “Башкирский капитал” по заявлению его учредителей был ликвидирован, но в январе инспекция ФНС по Орджоникидзевскому району Уфы восстановила его в реестре юридических лиц.

Андрей Корельский из юридической компании “Вегас-Лекс” отмечает, что ст. 169 Гражданского кодекса, на которой базируются претензии истца, в судебной практике применяется редко, но по своему воздействию она “подобна тяжелой артиллерии”. Если в суде будет доказан злой умысел ответчика, то все объекты сделок сразу же будут переданы в госбюджет и при этом не потребуется их реституция по всей цепочке собственников, которую, как правило, сложно реализовать. По мнению юриста, у ФНС весомые аргументы – пакеты акций с непонятной целью дробились, сделки проводились в короткие сроки и была попытка ликвидации “Башкирского капитала”.