Немытая Россия


Общественная палата предупреждает: коррупция в России достигла таких масштабов, что угрожает государственному строю. “Если в ближайшее время не будут приняты радикальные меры <...> восторжествует консолидированная коррупционная схема, имеющая своей целью формирование на территории России нового социально-экономического образования, ориентированного исключительно на обогащение незначительной части общества за счет большинства”, – отмечается в документе.

Авторы выделяют четыре типа коррупции.

Бытовая коррупция “не оказывает существенного влияния на экономику страны, но серьезно деморализует простых граждан”. Врачи получают уже не только подношения от больных, но и бонусы от фирм-производителей лекарств; учителя берут взятки за оценки, в том числе на едином госэкзамене; военные – за освобождение от службы в армии.

Коррупция в органах власти, по мнению авторов доклада, несет наибольшую опасность для общества: ее системное распространение привело к тому, что “государственная и региональная политика зачастую прямо диктуется частными интересами лиц, находящихся во власти”. Теневые заработки составляют основную часть дохода чиновников, а система откатов чиновникам и депутатам настолько укоренилась, что многие компании закладывают соответствующие средства в бюджет (по данным ЕБРР и ВБ, в России доля откатов в общей стоимости госконтрактов составляет 1,99%, а остальных взяток в годовых продажах компаний – 1,07%). Коррупция в области кадровой политики, говорится в докладе, привела к системному кризису управления. Хотя документально подтвердить информацию о торговле должностями невозможно, признает один из авторов документа, член комиссии по борьбе с коррупцией Госдумы Борис Резник. “Это на уровне слухов”, – поясняет он.

Политическая коррупция, полагают общественники, стимулируется неразвитой партийно-политической системой. Наше избирательное законодательство таково, что законодательная власть зависит не от избирателя, а от партийных функционеров, которые формируют партийные списки. В итоге партии выражают либо интересы исполнительной вертикали, либо превращаются в “бизнес-проекты” по обмену политического ресурса на деньги.

Наконец, никуда не делась коррупция в судебных, правоохранительных и контрольных органах.

Причины зла авторы доклада ищут в российской истории, несовершенстве законодательства и даже в “нравственном разложении общества” и “в отсутствии полноценной воспитательной работы”. Даже расследовательская журналистика нередко имеет заказной характер, жалуются они.

Анализируя ситуацию, авторы “сделали упор на конструктив”, говорит председатель подготовившей документ подкомиссии Общественной палаты по проблемам противодействия коррупции Андрей Пржездомский. Они предлагают привести национальное законодательство в соответствие с ратифицированными Россией международными конвенциями, ввести обязательную антикоррупционную экспертизу законопроектов , ускорить принятие административных регламентов, ужесточить уголовную ответственность за коррупцию, принять специальный закон о противодействии коррупции. Для работы с “массовым сознанием” следует привлечь талантливых журналистов и развернуть целую серию передач, героями которых станут следователи, прокуроры и судьи, не поддавшиеся коррупции.

Многое из предложенного уже делается, говорит руководитель проекта по административной реформе Центра стратегических разработок Владимир Южаков. Административными регламентами занимается правительственная комиссия по административной реформе. Антикоррупционная экспертиза предусмотрена концепцией административной реформы, есть методика такой экспертизы и опыт ее применения. Есть и орган при президенте – межведомственная группа Виктора Иванова. Вопрос только в том, чтобы система работала, заключает Южаков. Пока в отношении чиновников высшего эшелона существуют двойные стандарты, законы не заработают, предупреждает президент Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. Государству все равно, в прошлом году был даже отменен указ президента, обязывающий госорганы реагировать на все сообщения в СМИ о нарушении закона должностными лицами, напоминает директор Института проблем информационного права Андрей Рихтер.