Рубль притормозит


Минэкономразвития изменило прогноз цен на нефть в “Сценарных условиях социально-экономического развития до 2010 г.”: средняя цена этого года снижена с $61 за баррель до $55, в 2008 г. – с $56 до $53 (на два последующих года прогноз пока прежний – $52 и $50 соответственно). В связи с этим изменятся и ключевые макроэкономические показатели. Рекордно высокое сальдо торгового баланса (в 2006 г. – $140 млрд) начнет сокращаться, заявил вчера в Совете Федерации первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев (интервью с ним см. на стр. А6), а рост денежной массы (на 48% в 2006 г.) и денежной базы (на 39%) замедлится минимум вдвое.

Но самое главное – существенно замедлится укрепление рубля. За 2005 г. национальная валюта выросла на 10,5% по отношению к корзине валют торговых партнеров (реальный эффективный курс), за прошлый год этот рост составил 7,6%, а на этот год Минэкономразвития прогнозирует лишь 4,6%. “Подходит к концу исторически длительный период укрепления национальной валюты, – провозгласил Улюкаев. – Видимо, этот и следующий год – это завершение этого периода”. Минэкономразвития в “Сценарных условиях...” рассматривает два варианта развития экономики в 2008–2010 гг. По “инерционному” сценарию, который предполагает низкие темпы роста экспорта нефти и газа, снижение конкурентоспособности отечественных производителей и замещение их продукции импортной, рубль укрепится в 2008 г. на 2,6%, а в следующие два года его курс даже упадет на 3% и 2,8%. По “умеренно оптимистичному” сценарию рубль будет хоть и медленно, но расти: в 2008 г. – на 2,7%, в 2009 г. – на 1,7%, а в 2010 г. – на 0,1%.

Экономика пережила две волны быстрого укрепления национальной валюты, напоминает эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Олег Солнцев. Первая началась сразу после кризиса 1998 г. и продолжалась до середины 2001 г. За это время реальный эффективный курс поднялся на 45,7%. Потом на два года наступила стабилизация, а с середины 2003 г. курс рубля вновь стал быстро расти. С тех пор он укрепился на 28,8%, а к доллару в реальном выражении рубль подорожал на 51%.

Нельзя сказать, что укрепление рубля – однозначно плохо для производителей, считает эксперт ЦМАКП Владимир Сальников. С одной стороны, падают доходы от экспорта и сложнее конкурировать с импортом. Но с другой – это облегчает модернизацию производства, поскольку удешевляется импорт оборудования, импортное сырье и комплектующие тоже становятся доступнее, рассуждает Сальников. “Трудно оценить количественно, что в сумме дает этот баланс, по нашим ощущениям, пока это был ноль”, – признается он. Но если бы рубль укреплялся прежними темпами, негативные факторы могли бы перевесить, заключает Сальников.

В новых условиях Центральный банк перестанет быть активным игроком на валютном рынке, предсказывает начальник аналитического отдела казначейства Внешторгбанка Николай Кащеев. ЦБ будет покупать меньше валюты, соответственно, печатать меньше рублей и ему будет проще бороться с инфляцией, рассуждает он. Но экономист “Траста” Евгений Надоршин считает, что сокращения притока валюты по капитальным операциям ожидать не стоит, особенно принимая во внимание IPO Сбербанка, ВТБ и энергетических компаний. Кроме того, рассуждает он, в предвыборный год наверняка вырастут расходы бюджета. Все это усилит инфляционное давление, а у ЦБ амбициозные планы по снижению инфляции и бороться с ростом цен он продолжит за счет укрепления рубля, заключает Надоршин.