Старая дружба не ржавеет


Одним из самых слабых мест Магнитки инвестбанки всегда считали ее необеспеченность сырьем. Всего два года назад, не сумев договориться о цене контрактов с поставщиками, Магнитка более месяца прожила в сырьевой блокаде. Первым от сотрудничества с предприятием отказался его давний партнер – Соколовско-Сарбайское ГПО из Казахстана. У него ММК закупал до 70% необходимой ему руды.

В апреле этого года Магнитка планирует провести IPO. Поэтому менеджмент предприятия заблаговременно решил минимизировать риск перебоев с поставками сырья. Как рассказали “Ведомостям” несколько источников, близких к ММК и ENRC, в минувшие выходные компании парафировали 10-летний контракт на поставку железной руды в адрес Магнитки. Сейчас идут юридические процедуры, связанные с подписанием контракта, по которому ENRC ежегодно будет поставлять в Магнитогорск более 12 млн т сырья. Представители ММК и ENRC вчера от комментариев отказались.

Соколовско-Сарбайское ГПО еще со времен СССР поставляло большую часть продукции Магнитке. Но такой длинный контракт партнеры заключили впервые. Договоренность об этом была достигнута еще год назад, но с подписанием самого соглашения ММК и ENRC не торопились. “Годовой контракт с ССГПО у ММК истекает лишь 31 марта. Так что было время детально согласовать первый долгосрочный контракт, который вступит в силу с 1 апреля”, – объяснил “Ведомостям” источник, близкий к комбинату. Цена поставок по нему будет пересматриваться раз в год, говорят несколько источников, знакомых с условиями сделки. Ориентиром для определения цены будут, по словам одного из собеседников “Ведомостей”, цены контрактов трех крупнейших в мире производителей железной руды – CVRD, BHP Billiton и Rio Tinto.

Контракт с ENRC закроет около 80% потребностей ММК в руде, говорит источник, близкий к комбинату. Сейчас Магнитка обеспечивает себя этим сырьем всего на 10%. Но недавно ММК сообщил о покупке 51% акций Бакальского рудоуправления, способного добывать до 1 млн т руды в год. А в ноябре прошлого года Магнитка приобрела лицензию на разработку Приоскольского месторождения железной руды в Белгородской области. Через шесть лет ММК обязан начать промышленную добычу на месторождении, а через 10 лет ежегодно добывать 1,8 млн т богатой руды (не требует дополнительного обогащения) и 20 млн т сырой руды. Это полностью закроет потребности комбината, а до тех пор ММК обезопасил себя контрактом с ENRC, отмечает аналитик “Метрополя” Денис Нуштаев.

По мнению его коллеги из UBS Алексея Морозова, это весомый аргумент для инвесторов накануне IPO. Длинные контракты с ежегодным пересмотром цены – общепринятая мировая практика, отмечает Морозов. А то, что в качестве ориентира выбраны контракты CVRD, BHP Billiton и Rio Tinto, хорошо для Магнитки: “Цены на руду в России более волатильны”. CVRD, BHP Billiton и Rio Tinto уже объявили цену на железорудный концентрат для своих клиентов на этот год – по контрактам FOB она составляет $50,7 за 1 т. Это на 9,5% выше, чем в прошлом году, напоминает Морозов. Можно предположить, что для Магнитки ENRC установила похожую цену. А на российском рынке средняя цена за тонну концентрата без НДС в январе была равна $63, отмечает аналитик.

Партнерство с ММК выгодно и ENRC. Большинство поставщиков сейчас тоже стараются заключить длинные контракты с потребителями, говорит партнер инвестфонда DBM Capital Partners Тимоти Маккачен.