“Айпинэту” нужен 1 млрд руб.


“Айпинэт” объявил, что в первой половине 2007 г. увеличит свой уставный капитал с $1 млн до $7,5 млн, а в середине года выпустит облигации на 0,5–1 млрд руб. А в IV квартале, рассказал “Ведомостям” гендиректор “Айпинэта” Мурад Софизаде, компания может разместить 35–40% акций на Лондонской фондовой бирже – правда, окончательное решение на этот счет пока не принято.

Основатели “Айпинэта” – частные лица, основной бизнес которых нефтедобыча, рассказывает Софизаде. В частности, они владеют казахстанской нефтяной компанией KKM Operating Company и Казинвестбанком, говорит он. Дополнительные средства “Айпинэту” потребовались, чтобы увеличить инвестиции в технологии – построить дополнительные антенные посты, а также приобрести ряд операторов спутниковой связи. Для этого оператор намерен использовать как привлеченные средства, так и средства акционеров. К концу 2007 г., по словам Софизаде, компания намерена довести объем продаж до 1 млрд руб.

Вырасти в 10 раз всего за год в этом бизнесе почти нет шансов, сомневается гендиректор другого VSAT-оператора – “Сетьтелекома” Сергей Пехтерев: для этого в России просто не хватает частот. Увеличить выручку на порядок можно, лишь скупая других операторов. По оценке Пехтерева, объем рынка спутниковой VSAT-связи в России составил в 2006 г. $30–40 млн (из них $20 млн – доходы операторов от услуг связи и $10–20 млн – от продажи клиентам оборудования и его инсталляции). Напряженная ситуация с частотами – единственное, что может помешать сбыться оптимистичным прогнозам операторов, соглашается партнер Comnews Research Ирина Глухова: спутникового ресурса для развития сетей VSAT катастрофически не хватает. Тем не менее “Айпинэт” хорошо развивался еще в 2006 г.: объемы его продаж увеличились за год в 3,5 раза, а поставки оборудования – в 4,5 раза, тогда как рынок вырос в среднем в 2,5 раза, отмечает она.

По прогнозу Глуховой, количество VSAT в России в 2007 г. вырастет в два-три раза, прежде всего благодаря национальным проектам. В частности, это проект “Образование”, в рамках которого к Интернету через спутник будет подключено более 6000 школ. “Для реализации программы “Образование” или оказания универсальных услуг связи с использованием таксофонов в удаленных регионах часто приходится задействовать VSAT-технологию, так как наземной инфраструктуры там просто нет”, – объясняет она. Российский рынок спутниковой связи активно растет, и во многом этот рост связан с госпрограммами, соглашается Алексей Остапчук, гендиректор компании “Глобал-Телепорт” (входит в холдинг “Синтерра”, подключающий школы к Интернету в рамках проекта “Образование”). “Айпинэт”, по словам Софизаде, тоже рассчитывает участвовать в качестве субподрядчика в подключении школ к Всемирной сети через спутник.