Китайский мечтатель


“У нас все в порядке с углем. Может быть, мы сможем быть так же успешны в добыче других полезных ископаемых”, – рассказывает 43-летний гендиректор в интервью The Wall Street Journal. В июне 2005 г. в качестве финансового директора компании Лин руководил процессом вывода акций Shenhua на фондовую биржу Гонконга. А полгода назад он стал гендиректором компании – его предшественник ушел на пенсию.

В новом качестве Лин занялся международной экспансией – недавно он посетил Монголию, где Shenhua присматривает угольные шахты. Компания подыскивает также объекты для покупки во Вьетнаме и Австралии.

Угольщикам проще

Китайские компании все больше вовлекаются в глобальную гонку за природные ресурсы, которые необходимы растущей экономике страны. Но в отличие от нефтяных компаний КНР, которые встречают острое политическое сопротивление, как, скажем, Cnooc, пытавшаяся купить компанию в США, фирмам, добывающим другие ископаемые, действовать легче. В Австралии, например, китайские компании инвестировали сотни миллионов долларов в угольные и железорудные предприятия.

Цены на привлекательные активы растут. Но стоимость капитала для начала новых горнорудных проектов по-прежнему высока, поэтому слияния и поглощения остаются зачастую самой дешевой альтернативой для компаний, наращивающих активы.

Планы диверсификации бизнеса Shenhua пока только разрабатываются, предупреждает Лин. Но ясно, что Shenhua интересуется активами за рубежом – и не только угольными.

С момента IPO акции Shenhua заметно выросли благодаря буму на мировых рынках сырья и росту цен на уголь, в том числе из-за бешеного спроса со стороны Китая. Аналитики J.P. Morgan Chase & Co недавно повысили целевую цену акций Shenhua на 10%, хотя и предупредили читателей, что эти акции “больше не являются дешевыми” – за последний квартал их котировки выросли на 70%.

Свою экспансию Shenhua сможет профинансировать, проведя еще одно размещение акций – уже на внутреннем, китайском, фондовом рынке. Аналитики полагают, что правительство КНР стремится не только выручить как можно больше средств на фондовом рынке, переживающем сейчас в Китае настоящий бум. “Наша цель в этом году – интернационализация, и это не просто торговые операции”, – говорит Лин. Экспансия Shenhua в Монголию, по мнению аналитиков, пока сдерживается осторожностью монгольского правительства, которое смущает растущее присутствие китайского бизнеса в стране.

Другое направление – покупка слабых конкурентов. Объявив о намерении снизить уровень смертности среди шахтеров, правительство КНР обнародовало план консолидации фрагментированной отрасли в шесть или восемь гигантских национальных компаний. Ежегодно в китайских угольных шахтах погибает около 5000 человек. Между тем у Shenhua уровень смертности в шахтах сравним с американским – 0,027 смерти на 1 млн т добытого угля.

Вертикальная интеграция

Китай – крупнейший в мире производитель и потребитель угля. Около 70% электроэнергии здесь производится на угольных станциях. Хотя Shenhua является крупнейшей угольной компанией страны, ее доля в общей добыче угля в Китае составляет лишь 6%. В этом году компания надеется продать 171 млн т угля.

Создавая Shenhua около 10 лет назад, китайское правительство передало компании крупнейшее месторождение угля. Shenhua принадлежат также железные дороги, грузовые составы, порт и крупная электростанция на севере Китая. Благодаря этому Shenhua получила огромные преимущества перед местными конкурентами, которые не могут справиться с проблемами транспортировки угля. По мнению Лина, подобная вертикальная интеграция позволяет снижать себестоимость и риски. По данным Nomura International, выручка Shenhua выросла с 52,2 млрд юаней ($6,7 млрд) в 2005 г. до 62,1 млрд юаней в 2006 г. Прибыль также растет: за первое полугодие 2006 г. она увеличилась на 10% по сравнению с первым полугодием 2005 г. до 8,6 млрд юаней ($1,1 млрд).

В этом году впервые в истории КНР правительство либерализовало внутренний рынок угля, освободив от своего контроля цены. В Shenhua предполагают, что это решение приведет к росту цен на уголь на 5% в течение 2007–2008 гг., хотя ожидается, что на мировым рынке цены будут расти больше.

Shenhua – первая китайская компания, занявшаяся разработкой технологий переработки угля в жидкое топливо (технология CTL). Опираясь на немецкие исследования времен Второй мировой и разработки южно-африканской Sassol, китайцы изобрели собственный способ превращения угля в жидкость. Завод, который будет производить эквивалент 200 000 баррелей дизельного топлива в сутки из угля, должен начать работать к концу этого года.

По словам Лина, одна из его главных задач в этом году – внедрение в компании методик внутреннего контроля, которые предложили консультанты из A.T. Kearney. Цель Лина – иметь минимум 10% рентабельности во всех проектах. По расчетам Shenhua, даже если цена на нефть упадет до $30–35 за баррель, проект CTL будет иметь рентабельность выше 10%. (WSJ)