От критики к самокритике


Привлекательным в идеологии нынешней биеннале как раз кажется сомнение, которое проходит через все тексты, подготовленные кураторами к выставкам. В этих текстах больше вопросов, чем ответов. Прежде всего вопросов к самим себе – о месте и задачах современного искусства в сегодняшней действительности. Кажется, что современным художникам уже неудобно стоять в привычной позе социального критика и они пытаются найти для себя новые заметные позиции в социуме. Как и многим из нас, им пришло время это сделать.

В отличие от художников-традиционалистов, хранящих вечные профессиональные ценности, и производителей коммерческого искусства, ответственных за развлечения, художники актуальных направлений позиционируют себя как люди, активно осмысляющие изменяющийся мир, находящие его болевые точки и нажимающие именно на них.

Но сегодня, как пишет один из кураторов биеннале, Роза Мартинес, художники находятся в ситуации Чеширского кота и Алисы, которые в путаном разговоре выясняли, куда идти, поскольку единственного пути нет, как нет единственной истины, в которую можно верить. Похоже, московская биеннале как раз и ориентируется на зрителей, эту растерянность ощущающих и готовых вместе с художниками из нее выбираться, вглядываясь в себя и творящееся вокруг.

Основной проект биеннале состоит из пяти выставок, которые пройдут на двух площадках – еще не сданных в эксплуатацию больших московских новостройках. “Только примечания? (искусство в эпоху социального дарвинизма)” – выставка о месте современного искусства в новых условиях, подготовленная Иосифом Бакштейном, – откроется в башне “Федерация”. Там же покажут свои проекты Яра Бубнова (“История в настоящем времени” о месте Восточной Европы в современном мире), Роза Мартинес и Фулия Эрдемчи (“После всего” о том, как жить, если ничего великого впереди не светит) и Николя Буррио (“Фонд ноль, или Ледяная вода эгоистических подсчетов” – критика капиталистической экономики, мира торговых марок и логотипов). В новом здании торгового дома ЦУМ три куратора биеннале откроют выставку “США: Американское видеоискусство в начале третьего тысячелетия” – пример того, как художники изучают политические и экономические механизмы ставшего ненавистным для половины мира американского общества.

Поскольку в московской биеннале участвуют только молодые художники, которых кураторы посчитали перспективными (и в этом ее отличие от 66 биеннале современного искусства, проходящих в мире), она усилена программой “специальных гостей”. Здесь покажут выставки художников с устоявшейся в современном искусстве репутацией: англичанина Даррена Алмонда (“Если бы ты был рядом” на “Винзаводе”), соцартистов-классиков Виталия Комара и Александра Меламида (“Выбор народа” в Третьяковке на Крымском Валу), итальянца Луки Панкрацци (“1:1” в галерее “Зураб”), феминистки Вали Экспорт (фонд культуры “Екатерина”), швейцарской видеоартистки Пипилотти Рист и жесткого эстета Джеффа Уолла (Музей архитектуры).

Что касается двух ожидаемых и более известных у нас персон – Йоко Оно и Боба Уилсона, то их выставки будут показаны позже, и пока не известно, когда именно. Отчасти это связано с планами самих звезд, отчасти с хитростями кураторов. “Если приедет Йоко Оно, то журналисты забудут о биеннале”, – признался Иосиф Бакштейн, хорошо понимающий, как тяжело выжить некоммерческому искусству в мире господства людей-брендов.