ПРАВИЛА ИГРЫ: Не просто бухгалтерия


Идея Алексея Кудрина повысить налогообложение газовой отрасли – один из немногих случаев, когда повышение налогов не вызывает аллергии. Газовая отрасль слишком долго получала огромные налоговые субсидии от государства (подробнее см. “Казенные налоги”, “Ведомости” от 15 июня 2006 г.). Если нефтяным компаниям после налогообложения сейчас оставляют лишь $25–27 выручки за баррель, то в газовой отрасли все наоборот – например, за девять месяцев 2006 г., согласно отчетности “Газпрома” по МСФО, чистая выручка от продаж газа за вычетом акциза и таможенных пошлин выросла на $7,6 млрд, а налоги, кроме налога на прибыль, – всего на 9,6 млрд руб. без учета “Газпром нефти”.

Благодаря избыточным рентным доходам “Газпром” занимается скупкой активов в различных секторах экономики. В инвестпрограмме “Газпрома” на 2007 г. из запланированных $20 млрд инвестиций лишь менее $1 млрд будет направлено на выполнение компанией своих прямых обязанностей – разработку газовых ресурсов Ямала, зато $6,4 млрд – на финансовые инвестиции. Лучше бы эти средства оказались у Кудрина, а так на них будут покупать СУЭК и ТНК-ВР и восстанавливать в энергетике России Госплан. По крайней мере, после истории с СУЭК ясно, что аргумент “Газпрома” о необходимости повышения внутренних цен на газ для стимулирования “межтопливной конкуренции” оказался фальшивым – какая межтопливная конкуренция, если у всего один хозяин? Теперь нас, возможно, ждет возвращение к советской структуре энергобаланса, требовавшей крупных субсидий для неэффективной угледобычи и производства огромных объемов мазута, ценность которого ниже сырой нефти.

Однако при всей разумности повышения налогообложения газовой отрасли важно не повторить ошибок, сделанных в 2001 г. с введением плоского НДПИ в нефтедобыче. Обещанной тогда дифференциации налога по условиям добычи нефти пришлось ждать до 2007 г., причем она оказалась весьма символической. А практика применения скидок к НДПИ уже показывает, что без специальных механизмов администрирования они могут оказаться неработоспособными.

В газовой отрасли ситуация гораздо уязвимее, чем в нефтяной, – условия добычи в ближайшие годы здесь резко изменятся. Доля относительно дешевого сухого сеноманского газа будет сокращаться, низконапорный сеноманский газ Уренгойского, Ямбургского месторождений будет стоить дороже. При этом уже в 2010 г., по прогнозам, объем жирного газа, добываемого из более глубоких залежей – валанжинских и ачимовских, составит 170 млрд куб. м с перспективой роста до более чем 250 млрд куб. м в 2015 г. Извлечение 1 куб. м жирного газа с глубины 2000–4500 м и получение сухого отбензиненного газа обходится минимум в 1,8–2 раза дороже текущей стоимости добычи сеноманского газа.

Если повышение НДПИ не будет увязано с дифференциацией этого налога, это будет крупнейшей ошибкой. Газовая отрасль получит крупные контрстимулы против отработки новых запасов, которые будут неконкурентоспособными по сравнению с сеноманским газом; влияние этой проблемы на усугубление дефицита газа в 2010–2020 гг. будет более чем существенным. Администрировать эту дифференциацию не так сложно, залежи сильно различаются по глубинам. Очень хотелось бы, чтобы господа Кудрин и Шаталов подошли к этому вопросу не как обычные бухгалтеры, которым надо “добрать” доходов – такое, к сожалению, случалось с ними раньше.