Прокурорский надзор за банками


Представители Генпрокуратуры пришли с проверкой в ЦБ после убийства первого зампреда ЦБ Андрея Козлова. Говорилось, что в ходе ее были выявлены нарушения, однако в чем состояла их суть, ни прокурорские работники, ни представители ЦБ до сих пор не распространялись.

Но трудились прокуроры активно – их десант состоял из нескольких десятков человек, а проверке подверглись не только структуры центрального аппарата Центробанка, но и его территориальные подразделения. И те работают без должного эффекта, поведал вчера первый заместитель генпрокурора Александр Буксман. Ему не нравится, что нормативные акты ЦБ сейчас допускают различные трактовки тех или иных норм, что может способствовать “коррупционным проявлениям”. Поэтому Буксман приказал провести ревизию всех нормативных актов Банка России.

Впрочем, проблем, связанных с коррупцией, в ходе проверки выявлено не было, уверяет первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян. Он признает, что ряд нестыковок в нормативных актах ЦБ и нарушения сроков по отдельным процедурам были обнаружены. И эта работа оказалась очень полезна для ЦБ, равно как и планы Генпрокуратуры инициировать изменения в банковском законодательстве, говорит Меликьян. По его словам, замечания проверяющих не позволяют охарактеризовать банковский надзор как “плохой”.

Буксман призывает законодателей регламентировать требования к руководителям кредитных организаций, сделать четче механизм отзыва лицензий у банков, уточнить критерии приема банков в систему страхования вкладов и предоставить кредитным организациям право отказывать клиенту в проведении сомнительных операций.

Выводы представителя Генпрокуратуры во многом совпали с собственными предложениями, признается председатель банковского комитета Госдумы Владислав Резник. Он обращает внимание на то, что практика отзыва лицензий недостаточно прозрачна и зачастую вызывает вопросы в обоснованности принимаемых решений. “ЦБ не опубликовал внутренний регламент для таких действий”, – досадует Резник. Тем временем именно в законодательстве должны быть прописаны все возможные нарушения и меры воздействия за каждое из них, настаивает депутат.

Председатель ЦБ Сергей Игнатьев и сам призвал скорректировать антиотмывочное законодательство. По его словам, требуют большей конкретики основания для отзыва лицензий. Также следует усовершенствовать признаки операций, подлежащих обязательному контролю, и дать банкам право отказывать клиентам в открытии счетов и расторгать договоры в одностороннем порядке. Впрочем, банки и так находят способы избавиться от таких клиентов, например, повышением тарифов, признался Игнатьев.

Банковское законодательство менять необходимо, но еще важнее системные решения, дабы сделать обналичивание и прочие сомнительные операции экономически невыгодными (например, путем снижения налогов или стимулирования расчетов с использованием карт), убежден зампред банковского комитета Госдумы и президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. Он считает, что из названных Буксманом законодательных приоритетов уточнение допуска в систему страхования вкладов наименее актуально. Законопроект о праве отказывать в обслуживании клиентам уже на согласовании с чиновниками и участниками рынка, а уточнение требований к топ-менеджерам и кандидатам на отзыв лицензии произойдет достаточно скоро. Все три законопроекта будут внесены депутатами в марте, полагает Аксаков.

Есть необходимость сближения практики надзора и действующего законодательства, говорит предправления банка “Электроника” Владимир Романов. Иначе, по его словам, благие цели регулятора, исполняющего закон не по назначению, создают нервозность на рынке.