Как академик академику


“Эйфория” в список лучших фильмов не попала, но также может претендовать на четыре награды, включая “Открытие года”, где режиссеру Ивану Вырыпаеву составили компанию Оксана Бычкова (за постановку фильма “Питер FM”) и Юрий Чурсин (за роль в картине “Изображая жертву”).

Правда, на церемонии “Золотого орла” Анна Михалкова, получая статуэтку за лучшую женскую роль, тоже пошутила в том смысле, что скажут “папа дал”. Но объяснять ее успех только этой причиной было бы все-таки странно – роль в картине “Связь” трудно хотя бы не заметить.

“Ника”, впрочем, не заметила, будто и не снимали такого фильма (который можно было, кстати, номинировать за операторскую работу). Зато вторым после “Острова” событием российского киногода по версии “Ники” стала картина Эльдара Рязанова “Андерсен. Жизнь без любви” – пять номинаций, включая “лучший игровой фильм”. Кроме этого Рязанов уже объявлен лауреатом премии “за честь и достоинство” – в общем, теперь ни у кого не повернется язык посетовать, что режиссера, покидающего пост председателя киноакадемии, проводили без должного почета. Новым председателем избран Алексей Баталов.

Случилось в отчетном году снять фильм и одному из основателей “Ники”, Юлию Гусману, – его “Парк советского периода” получил три номинации, и на фоне “Андерсена” это, конечно, трогательная скромность. Но не будем поспешно судить академиков – в конце концов, “Ника” всегда противопоставляла официозу душевность, а что может быть душевней симпатий к руководству собственной академии? Разве что шутки самого Гусмана, который половину времени, отведенного на собрание в ресторане “Прага” по случаю объявления номинантов, подробно сообщал, как продвигается от Рублевки к Новому Арбату еще один руководитель “Ники” – Игорь Шабдурасулов.

За вычетом названных курьезов выложенная “Никой” карта киногода вполне предсказуема. В номинации “лучший игровой фильм” с “Андерсеном” потягаются лидеры всех фестивальных и премиальных списков: “Остров” Павла Лунгина (общее число номинаций – семь), “Изображая жертву” Кирилла Серебренникова (претендует на пять статуэток), “Живой” Александра Велединского и “Свободное плавание” Бориса Хлебникова (по четыре номинации). На приз за режиссуру выдвинуты Александр Велединский, Борис Хлебников и Павел Лунгин.

В актерских номинациях тоже понятная картина: Полина Агуреева (“Эйфория”), Рената Литвинова (“Мне не больно” Алексея Балабанова), Евгения Симонова (“Многоточие”), Петр Мамонов (“Остров”), Виталий Хаев (“Изображая жертву”) и Андрей Чадов (“Живой”).

В анимационном списке представлены “Жихарка” Олега Ужинова (только что съездившая на Берлинский фестиваль), “Моя любовь” Александра Петрова и цикл “Колыбельные мира” Елизаветы Скворцовой. “Лучшим неигровым фильмом” может стать “Арбатский романс” Владислава Виноградова, “Зощенко и Олеша: двойной портрет в интерьере эпохи” Евгения Цымбала или “Лиза” Павла Фаттахутдинова.

Блокбастерам “Ника” дала отставку – замечен лишь “Волкодав” (в номинации “работа художника по костюмам”).

А помимо премии “За честь и достоинство” вручат еще две почетные “Ники”: режиссеру-аниматору Федору Хитруку “за выдающийся вклад в российский кинематограф” и ректору петербургского Университета кино и телевидения Александру Белоусову “за вклад в кинематографические науки, критику и образование”.