Полмиллиарда из контейнера


О том, что РЖД договаривается с ЕБРР о продаже примерно 10% акций “Трансконтейнера”, “Ведомостям” рассказали два топ-менеджера госкомпании. Принципиальная договоренность с банком уже есть, осталось решить вопрос цены, уточняет один из них. Оценка “Трансконтейнера” практически готова, а сама РЖД считает, что “Трансконтейнер” может стоить $1–3 млрд. Хотя ЕБРР еще до начала оценки говорил о том, что готов заплатить примерно вдвое меньше, чем “представляет себе РЖД”, вспоминает другой собеседник “Ведомостей”.

РЖД обсуждает продажу небольшого пакета акций “Трансконтейнера” серьезному институциональному инвестору, в том числе и ЕБРР, заявил “Ведомостям” президент РЖД Владимир Якунин. Такая сделка, по его словам, помогла бы справедливо оценить “Трансконтейнер”. Кроме того, статус ЕБРР привлечет в будущем и других серьезных покупателей оставшихся акций “дочки” (всего РЖД собирается продать до 49% акций “Трансконтейнера”). Представители ЕБРР от комментариев отказались. Но еще в декабре глава банка Жан Лемьер заявлял об интересе ЕБРР к покупке акций “дочек” РЖД.

Дальнейшая продажа акций “Трансконтейнера” возможна как на конкурсе, так и через биржу – все варианты обсуждаются и никаких ограничений ни для одного из них нет, говорит Якунин. Продажа всего 49%-ного пакета может состояться до конца года, добавляет он. Впрочем, с продажей оставшихся 39% РЖД может и подождать, уточняет один из менеджеров монополии. Ведь к 2008–2009 гг. стоимость “Трансконтейнера” может вырасти в два-три раза.

В любом случае окончательное решение по сумме и форме продажи акций будет принимать совет директоров РЖД, напоминает Якунин. А на совет сделка будет вынесена только после утверждения оценки и завершения переговоров с возможными покупателями.

Свою отчетность “Трансконтейнер” еще не публикует, поэтому оценить его эксперты не берутся. Лишь в декабре 2006 г. гендиректор “Трансконтейнера” Петр Баскаков заявлял, что чистая прибыль компании во втором полугодии составила 964 млн руб.

Публичных компаний – аналогов “Трансконтейнера” в мире нет. Но чаще всего российских железнодорожных операторов сравнивают с американскими. Правда, и в США транспортные компании, работающие на железных дорогах, оцениваются рынком неоднозначно. Так, у американской BNSF, которая по аналогии с РЖД владеет инфраструктурой, по данным Dow Jones, отношение капитализации к чистой прибыли (P/E) превышает 16,4. А у JB Hunt Transport Services, которая почти треть выручки получает от интермодальных перевозок, включая контейнерные, – P/E равно 19,4. При таком сравнении получается, что “Трансконтейнер” на конец прошлого года стоил $1,2–1,4 млрд. Два менеджера российских транспортных компаний оценивают “дочку” РЖД в $1–2 млрд. IPO “Трансконтейнера” точно будет пользоваться спросом хотя бы потому, что это будет первым размещением железнодорожной компании, уверен директор по контролю за управлением активов “Альфа-групп” Владимир Ашурков.