Вторая попытка


В этом году Николаю Смоленскому исполняется 27, и он в который раз начинает бизнес с нуля. На прошлой неделе стало известно, что российский бизнесмен приобрел британскую автомобильную компанию TVR. Во второй раз.

Первый раз Смоленский купил завод в 2004 г. за 15 млн фунтов стерлингов ($27 млн). Он сразу поразил всех амбициозными планами: модернизировать производство, в 10 раз увеличить выпуск машин, выйти на рынки США, Азии и даже Африки.

Не вышло. Убытки TVR выросли с 1 млн фунтов при обороте в 21 млн в 2004 г. до почти 12 млн фунтов спустя год. “У всех бывают хорошие дни и плохие”, – философски заметил на это Смоленский в интервью британской The Sun прошлым летом. Избавляться от завода молодой миллионер не собирался. “Сейчас я даже с большей страcтью отношусь к TVR, чем когда купил его, – говорил в интервью Смоленский. – Я никогда не собирался уходить [с завода], я верю в его будущее, и у меня нет намерения терять деньги”.

Весь прошлый год на заводе шла реструктуризация. Осенью стало известно, что TVR поделена на несколько фирм. Бренд, по данным британских СМИ, достался TVR Motors. А производственная площадка вместе с долгами – новой компании Blackpool Automotive. В канун Нового года Смоленский продал эту компанию, кому – не разглашалось.

Новые владельцы сразу же ввели на Blackpool Automotive внешнее управление. А Смоленский заявил, что договаривается о сборке TVR нового поколения на площадках итальянской Bertone. “Очень жаль, что продолжать производство [в Блэкпуле] больше невозможно, но для TVR наступило время двигаться дальше”, – говорилось в декабрьском заявлении TVR.

Однако британцы, похоже, разобрались в реструктуризации Смоленского. Внешний управляющий Blackpool Automotive – британская фирма PKF Partners придумала, как вернуть долги кредиторам. Представитель PKF заявил “Ведомостям”, что именно его компания решала, какие активы достанутся Blackpool Automotive перед продажей. Среди них оказались не только производственные мощности и часть собранных на тот момент машин, но и торговая марка TVR. “Торговая марка TVR – самый важный актив из проданного пула”, – заверил “Ведомости” представитель PKF.

Поначалу не было ясно, осталась ли торговая марка TVR у Смоленского или она должна быть включена в пул активов Blackpool. Представители PKF, осуществлявшие оценку активов, в начале января отказались говорить, будет ли марка учтена как актив Blackpool и будет ли Смоленскому разрешено открыть производство под маркой TVR в другой стране, как он намеревался.

На торги были допущены компании, располагавшие как минимум 1,7 млн фунтов. По словам представителя PKF, таких оказалось четверо. А победил в итоге Смоленский, “предложивший наивысшую цену” за весь актив. Точную сумму сделки, как и сумму долга Blackpool Automotive и список ее кредиторов, представитель PKF раскрывать не стал. Но владельцами Blackpool Automotive на момент ее передачи под внешнее управление, по его словам, были директора компании и Смоленского среди них не было.

Эксперты полагают, что Смоленский сам согласился на то, чтобы торговая марка TVR оказалась в итоге в списке имущества обанкроченной Blackpool Automotive. В Великобритании Смоленскому все равно припомнили бы то, что он вывел самые рентабельные активы из-под процедуры банкротства, а судебный процесс против него отразился бы на любом владельце марки TVR, рассуждает партнер юрфирмы “Джон Тайнер и партнеры” Валерий Тутыхин: “Похоже, юристы Смоленского вовремя ему это объяснили”.

Разыскать Смоленского “Ведомостям” вчера не удалось.