Бегущий по краю пластинки


Открывая выставку “Пьерик Сорен. Видеопрыжок. Эксцентрические кинокартины” в Центральным доме художника, атташе по культуре французского посольства Жоэль Бастенер с гордостью назвал ее героя национальным достоянием страны. Сам художник, невысокий и незаметный, стоял рядом и менее всего на национальное достояние походил. Неприметная, никакая, среднестатистическая внешность Сорена – его профессиональное счастье, он комик-лицедей и в своих видеофильмах исполняет сразу множество ролей. В основном отчаянных, но неотчаявшихся неудачников.

Короткие видеофильмы Сорена остроумны, их отличает от кино- и телепродукции популярных комиков нестандартность содержания – он шутит на широкие культурные темы, но не заумно, а всем понятно.

Один из его псевдонаучных роликов пародирует телесюжет о том, как датчики на мобильных телефонах обитателей маленького городка фиксируют положительную энергию говорящих и генерируют из нее небесную радугу. Но фильмами Сорен не ограничивается, он не только автор и актер, но прежде всего художник.

Возможности видеоарта на его выставке представлены максимально полно – тут есть видеоинсталляции, заснятые перформансы, пластические видеометафоры и маленькие видеотеатрики. Инсталляции могут быть монументальными: “Жизнь, наполненная до краев” – на 20 мониторах одновременно демонстрируется, как некий простой человек пьет, ест, моет, стирает, одевается и совершает прочие необходимые повседневные действия, торопясь известно куда. А есть инсталляции маленькие – по залу, погруженному в темноту, расставлены кубы, в которых крохотный видеочеловечик плавает в аквариуме, бегает по краю крутящейся на проигрывателе пластинки и принимает уморительные эротические позы на кушетке.

Искушенная вернисажная публика – критики и художники – все норовила игрушечную кушетку потрогать, удостовериться, где предмет, а где его изображение и, главное, где камера, это изображение транслирующая. А собирающие инсталляции рабочие, смеясь, зависали перед мониторами.

Но совсем по-детски волшебны видеотеатрики. Среди кукольных декораций видеодвойник Сорена показывает скетчи. Например, о том, как под скальпелем пластического хирурга лицо героя омолаживается до костей. Традиционный фарс разыгрывается с помощью новых технологий, очеловечивает, укрощает их. И это очень нравится зрителю, пресытившемуся высокобюджетными голливудскими спецэффектами, но не способному освоить все кнопки собственного телефона.

Выставку Сорена выпестовали сообща, в ее организации участвовали французские культурные институции, фонд “Новый”, открывший этой экспозицией цикл “Выдающиеся художники современности”, издательская программа “Интерроса”. В результате совместных усилий случилось невероятное – все мониторы работают, фильмы хорошо дублированы, в зале достаточно стульев, чтобы в комфорте получать от произведений Сорена простое удовольствие, не сомневаясь, что видеоарт – искусство для народа.