ИНТЕРВЬЮ: Стюарт Лоусон, председатель правления банка “Союз”


– В 2004 г. банка “Союз” как такового еще не было. Он образовался путем присоединения к банку “Ингосстрах-Союз” Автогазбанка, Сибрегионбанка и Народного банка сбережений. Передо мной была поставлена задача создать независимый банк. И, думаю, за последние три года мы действительно стали независимым банком.

Выпускник Оксфорда Стюарт Лоусон работал банкиром в 10 странах мира – от Африки до Скандинавии, но Россия понравилась ему больше всех. “Русские – самый интересный народ в мире”, – говорит британец. С 2004 г. бывший вице-президент Citibank руководит московским банком “Союз”, входящим в бизнес-империю Олега Дерипаски. За эти три года “Союз” провел реструктуризацию, поглотил три небольших банка и вышел в число лидеров рынка автокредитования. Перечень заметных достижений банка пока не так велик, но Лоусон обещает, что развитие банка заметно ускорится в этом году. В интервью “Ведомостям” он рассказал, как можно вывести “Союз” в высшие строчки банковских рейтингов.

– Сложно ли вам, британцу, возглавлять российский банк?

– Мне очень повезло, что я 12 лет назад начал работать в России. Сперва в течение двух лет я возглавлял московский офис Citibank, потом, вернувшись в начале 2000-х гг., работал в Дельтабанке. Хотя акционеры в обоих случаях были иностранные, банки были, по сути, российские. Они были средними по местным масштабам организациями. А последние три года я возглавляю крупный российский банк. В общем, мне уже не кажется, будто я в какой-то иностранной обстановке, потому что опыта на этом рынке у меня накопилось уже много. Аутсайдером я себя не чувствую.

– А как вы попали в “Союз”? Вы были лично знакомы с Олегом Дерипаской?

– Я устраивался на работу обычным образом – через агентство executive search. Так что в моем появлении здесь нет какой-то особенной истории. С Дерипаской я знаком. Конечно, не так чтобы очень хорошо. Мы видимся примерно раз в три месяца во время частных встреч с представителями компании “Базовый элемент”.

– Какие задачи поставил перед вами акционер, когда пригласил вас возглавить банк?

– То есть, на ваш взгляд, для “Базэла” “Союз” не является карманным банком?

– Нет. Концепция акционера с самого начала предполагала развитие “Союза” как независимого коммерческого банка. Владельцы понимают, что будущего у зависимых [от акционеров] банков нет. Именно поэтому все банки, входящие в тридцатку лучших, развиваются как независимые.

– “Союз” растет не так быстро, как некоторые проворные конкуренты. Чем это вызвано?

– Платформа для развития банка – люди, информационные технологии и инфраструктура. Чтобы все это наладить, нужен не один день. Сейчас у банка 66 точек продаж, из которых 20 открылись в прошлом году в 20 новых регионах. Это говорит о значительном росте в смысле организации бизнеса. Я думаю, дело не в том, что мы медленно развиваемся, а в том, что хотим убедиться, что у нас все должным образом функционирует. В этом году вы увидите, что “Союз” будет расти очень интенсивно.

– Регионы присутствия банка “Союз” связаны с бизнесом вашего владельца?

– У нас есть филиалы во всех регионах, в которых присутствует наш акционер. Но никаких ограничений в отношении филиалов для банка у него нет. Мы развиваем розницу прежде всего в экономически активных регионах, где у нас будет больше возможностей. Самые восточные точки нашего присутствия – Иркутск и Красноярск. Там сейчас экономика развивается очень интенсивно и интересно. На Дальнем Востоке филиалов у нас нет, потому что там, в принципе, довольно малонаселенный регион и специфичный рынок.

– Как вы оцениваете уровень конкуренции в российском банковском бизнесе?

– Рынок движется к консолидации. Этот процесс займет какое-то время, но уже сейчас можно видеть растущий разрыв между самыми крупными 30–40 банками и всеми остальными. Среди этой массы остальных банков, на мой взгляд, перспективы есть у некоторых региональных банков и банков, специализирующихся на каких-то продуктах. Главное, в чем будут конкурировать между собой крупные и специализированные банки, – качество обслуживания. Российским клиентам требуются услуги все более высокого качества.

– А какие перспективы в конкурентной борьбе у банка “Союз”?

– Мы входим в число 30–40 крупнейших банков. Можно сказать, что наша специализация – залоговые операции. “Союз” входит в десятку банков – лидеров по объему автомобильного кредитования. Мы первыми организовали секьюритизацию автомобильных кредитов на российском рынке в 2005 г. У нас создана крепкая основа для ипотеки. Депозитные вклады за прошлый год значительно выросли и сейчас составляют более $245 млн. Все это создало условия для выхода банка на международный рынок капитала. В этом году “Союз” уже привлек $164 млн с помощью синдицированного кредита, организованного Райффайзенбанком, и дебютного выпуска еврооблигаций, организатором по которому выступил ING Bank.

– Банк разместил евробонды под 9,35% – не слишком ли дорого по нынешним временам?

– Для первой сделки это рыночные условия. В последующем процент должен снижаться.

– Многие банкиры жалуются на проблемы, которые им создает законодательство об отмывании грязных денег. А вам оно мешает в работе?

– Не думаю, что система противодействия отмыванию денег способна помешать в работе банкам и замедлить их развитие. Во всем мире значимость борьбы с отмыванием денег возрастает с каждым днем.

– Как вы оцениваете вероятность кризиса российской банковской системы? Некоторые эксперты предрекают кризис из-за роста “плохих” долгов в ближайшие годы.

– Сложно прогнозировать кризис при такой политической стабильности, экономическом росте и установившихся высоких ценах на энергоносители. Возможно, в ближайшие 2–4 года по мере насыщения рынка потребительских кредитов и возможного ухудшения экономической ситуации на этом участке могут возникнуть какие-то проблемы. Но я не могу сейчас назвать это угрозой.

– Тогда вопрос о том, что вы можете предвидеть. Могут ли у “Союза” появиться новые акционеры, в том числе благодаря IPO?

– У нашего акционера для такого прогноза нет никаких признаков. О частном размещении акций или IPO в ближайшем будущем речи не идет. В принципе, у нас нет необходимости привлекать капитал таким способом.

– Может быть, у вас необходимость покупать другие банки?

– Перед тем как пойти и купить какой-то банк, нужно оценить его управленческую команду – иначе можно нажить проблем. У “Союза” сейчас сильная собственная команда, и мы сейчас не планируем какого-то конкретного приобретения. Но это не значит, что, если будет хорошая возможность покупки по хорошей цене, мы не будем ее рассматривать. Пока же мы должны сосредоточиться на органическом росте.

– С кем у вас из коллег по российскому банковскому цеху складываются хорошие отношения?

– Я, конечно, сохраняю хорошие контакты с моими коллегами по Ситибанку, знаком и с другими банкирами. Думаю, более тесное знакомство с российским банковским сообществом для меня станет возможным, когда мой русский язык станет лучше.

– Какие банки, на ваш взгляд, являются главными конкурентами “Союза”?

– Мы пристально смотрим на первые 15 банков и надеемся оказаться в их числе. Но вообще-то конкурентов надо оценивать по каждому продукту отдельно.

– “Союз” участвует в биржевом размещении акций других банков – Сбербанка, Внешторгбанка?

– Да, в рамках обычной инвестиционной стратегии, не выделяя специально это направление. Это просто часть наших торговых и инвестиционных операций.

– Ваша реклама не слишком-то заметна в масс-медиа и на улицах. Почему?

– Частота появления рекламы зависит от того, как много вы готовы заплатить. Я бы не сказал, что мы платим мало. Если три года назад о бренде “Союз” вообще никто не знал, то сегодня узнаваемость высокая. Поэтому, я думаю, рекламную кампанию мы проводим так, как следует.

– Сервис исторически не является сильной стороной российского банковского сектора, и даже в современной культуре обслуживания чувствуется влияние советских традиций. Вы уделяете внимание этой проблеме?

– Наверное, насчет прошлого вы правы. Но большинство наших сотрудников – это молодые люди, и на них историческое прошлое не влияет. Если просто пройтись по улицам и посмотреть на молодых россиян, видно, что российское общество стало капиталистическим, рыночным. Но усиление культуры продаж все равно очень важно. Я не могу сказать, что такой проблемы не существует. Просто молодые люди гораздо более открыты к идеям такого рода. Вообще, для растущей организации самый надежный источник развития – это молодые люди.

– Когда истекает ваш контракт?

– Это предмет договоренности между мной и владельцем банка. Скажу так: мои временные горизонты – больше года и меньше пяти лет.

– Дальнейшую карьеру вы связываете с Россией?

– Конечно, я сохраняю заинтересованность в российском рынке. Меня он интересовал уже в середине 1990-х, когда я приехал сюда работать в Citibank. Я работал во многих странах, но вернуться предпочел именно сюда.

– Почему же вам здесь так нравится?

– Это крупный рынок со значительной географией. Банковский бизнес все еще в процессе развития, здесь интересная, динамично растущая промышленность. И люди просто потрясающие. У меня же есть международный опыт, так что я могу говорить обоснованно: русские – самый интересный народ в мире. В социальном, культурном, историческом смысле. У вас очень интересное прошлое. Не случайно одной из любимых игр в России традиционно были шахматы. Игра в шахматы позволяет понять, что жизнь – не только следующий шаг, это еще несколько шагов впереди.