“Оскар” долгой выдержки


Вот подходящий повод отказаться от дурной привычки называть “Золотой глобус” репетицией “Оскара”. После “Глобуса” за лучший фильм “Вавилону” прочили и главные призы киноакадемии. Казалось бы, помпезная метафора, масштаб замысла и вообще всемирная отзывчивость – то, за что и дают все самые важные кинонаграды. А между тем в голове у академиков не органчик, настроенный строго на актуальную тематику, – “Вавилону” дали статуэтку только за музыку. Зато долгоиграющий (2,5 часа) криминальный фильм Скорсезе про двух “своих среди чужих” – бандита в полицейской шкуре и “крысу” в бригаде ирландской мафии – не впишешь ни в какую прогрессивную рубрику: чистая, ремесленная в лучшем смысле слова работа, высокий жанровый класс, вызывающий раздражение разве что у фанатов первоисточника – гонконгской ленты Infernal Affairs, которую Скорсезе переснял на свой фирменный лад (еще два “Оскара” за монтаж и адаптированный сценарий).

Понятно, что “Отступники” – не вершина творчества мэтра и первый “Оскар” он должен был по-хорошему взять еще за “Таксиста” (1976). Но академия затянула дело на 30 лет и выступила в жанре “лучше поздно, чем никогда”, не уронив, впрочем, ничьего достоинства: “Оскары” Скорсезе никак не назовешь наградой за трудовой стаж – это честная победа. Лауреату не перешел на этот раз дорогу даже равновеликий Клинт Иствуд, чья “Малышка на миллион” два года назад круто обошла на “Оскаре” “Авиатора” Скорсезе, который считался тогда фаворитом. Теперь военная драма Иствуда “Письма с Иводзимы” осталась на обочине премиального списка.

Ну и обставлена долгожданная награда была со всем возможным почетом: статуэтку Скорcезе вручили Фрэнсис Форд Коппола, Стивен Спилберг и Джордж Лукас – а столько голливудских гигантов разом на одной сцене даже завсегдатаи оскаровских церемоний видят не часто.

Актерские призы под всеобщее одобрение ушли к Хелен Миррен за роль королевы Елизаветы в “Королеве” (The Queen) Стивена Фрирза (послезавтра выходящей в наш прокат) и к Форесту Уитакеру за роль диктатора Уганды в “Последнем короле Шотландии” (The Last King of Scotland) Кевина Макдональда. Жертвами академического выбора пали такие звезды, как Мэрил Стрип, Джуди Денч, Питер О’Тул и Леонардо Ди Каприо, номинированный, кстати, не за “Отступников”, а за “Кровавый алмаз”.

Лучшим документальным фильмом названа “Неудобная правда” (An Inconvenient Truth), посвященная проблеме глобального потепления. Лучшим анимационным – “Делай ноги” (Happy Feet), посвященный забавам антарктических пингвинов.

Независимое американское кино в лице малобюджетной, но успешной в прокате “Маленькой мисс Счастье” (Little Miss Sunshine) торжествовало в номинациях “оригинальный сценарий” и “мужская роль второго плана” (Алан Аркин).

Неожиданным стал проигрыш “Лабиринта Фавна” (Pan’s Labyrinth) в разделе “Лучший фильм на иностранном языке”. Картина мексиканца Гильермо дель Торо очень понравилась американским критикам, считалась фаворитом номинации, но получила “Оскары” лишь за визуальную роскошь (работу художника, оператора и гримеров), попав, таким образом, в компанию к “Марии Антуанетте” Софии Копполы (лучшая работа художника по костюмам) и продолжению “Пиратов Карибского моря” (“Оскар” за спецэффекты). А лучшим неанглоязычным фильмом стала шпионская драма из Германии “Жизнь других” (The Lives of Others, режиссер Флориан Хенкель фон Доннерсмарк) – тут “Оскар” оказался солидарен с выбором Европейской киноакадемии.

Видимо, помимо коллективного вкуса у американских академиков хорошо развито и коллективное чувство юмора: и по-английски, и в переводе они выбрали в этом году фильмы про засланных казачков, будь то ирландская “крыса” или агент штази.