Слишком много судятся


В среду на круглом столе в Центре стратегических разработок ВАС намерен представить концепцию законопроекта о новом органе – Федеральной административной службе (ФАС, документ есть в распоряжении “Ведомостей”). Служба рассматривала бы во внесудебном порядке административные дела с участием чиновников и госслужащих и была бы чем-то средним между судом и органом исполнительной власти – контрольным органом, независимым от всех прочих. Ее председателя назначал бы президент по представлению председателя правительства, а руководителей региональных структур, региональных административных палат – председатель ФАС по представлению глав исполнительной власти на местах. Концепция выносится на предварительное обсуждение, уточняет руководитель аппарата ВАС Игорь Дроздов, и позже может перерасти в законодательную инициативу.

В ФАС и ее территориальные органы следовало бы жаловаться на чиновников, служба рассматривала бы дела о привлечении к административной ответственности, которые сегодня находятся в юрисдикции арбитражных судов, судов общей юрисдикции и мировых судей. Недоверие к исполнительной власти привело к тому, что на суды взвалили часть ее функций, объясняет судья ВАС и один из авторов концепции – Инна Панова. Взять хотя бы новый Кодекс об административных правонарушениях: сегодня в России более 100 органов, которые имеют право привлекать к административной ответственности, но во внесудебном порядке они могут назначать только предупреждение и штраф. В итоге 2/3 административных наказаний назначают суды. Новый орган отсеял бы большую часть дел на подступах к судам. Внесудебный порядок рассмотрения административных споров предлагается сделать обязательным, говорит Панова. Выбор – жаловаться в суд или вышестоящую инстанцию – есть и сейчас, объясняет она. Однако большинство людей сразу идут в суд, именно с этим авторы концепции предлагают бороться.

По данным ВАС, арбитражные суды за первое полугодие 2006 г. рассмотрели более 393 000 споров, вытекающих из административных правоотношений. Еще большая нагрузка ложится на мировых судей и суды общей юрисдикции: они, по данным судебного департамента при Верховном суде, за полгода рассмотрели 2,3 млн дел об административных правонарушениях (42% – это нарушения правил дорожного движения). Отдельный учет жалоб на действия чиновников не ведется.

Судьи давно пытаются вывести споры граждан с государством за рамки нынешней системы правосудия. Еще в 2000 г. Верховный суд внес в Госдуму законопроект об административных судах. Он предусматривал создание системы специальных судов для рассмотрения споров граждан с властью по упрощенной процедуре – но в системе судов общей юрисдикции. А в 2005 г. Центр стратегических разработок (ЦСР) предложил концепцию закона о внесудебном порядке оспаривания гражданами и организациями решений и действий административных органов. По мнению ЦСР, жалобы граждан на чиновников каждого конкретного ведомства должны рассматривать специальные апелляционные комиссии, созданные при самих ведомствах. “Предложение ВАС по созданию межведомственного органа, по-видимому, укладывается в эту концепцию”, – говорит руководитель направления по административной реформе ЦСР Владимир Южаков.

Эксперт компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Вадим Зарипов считает предложение ВАС здравым: отдельная структура нужна, чтобы было куда пожаловаться на действия чиновников. Но третейские, административные, квазисудебные процедуры хороши лишь в качестве альтернативы судебному разбирательству, обязательная инстанция превратится в барьер на пути к правосудию, предупреждает президент Института национального проекта “Общественный договор” Александр Аузан.

Авторы идеи апеллируют к опыту стран Европы, Канады и США. Единая система органов, рассматривающих дела об административных нарушениях, есть во Франции, Голландии и Германии. В канадской провинции Квебек действует специализированный и независимый Административный трибунал, который при этом входит в систему органов исполнительной власти. Комиссии по административным спорам рассматривают жалобы на административные акты и действия госслужащих в Литве.