“Транснефть” сэкономит на процентах


“Транснефть” заявила о планах выпуска дебютных евробондов объемом от $500 млн для финансирования нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) еще год назад. А 23 февраля монополия разместила семилетние еврооблигации на $1,3 млрд под 5,67% годовых, сообщила вчера компания. Облигации предлагались инвесторам в США, странах Европы и Азии, говорит источник, знакомый с ходом размещения. Из-за большого спроса со стороны инвесторов индикативная цена еврооблигаций была пересмотрена с уровня LIBOR + 0,6% на LIBOR + 0,55%, говорится в сообщении “Транснефти”.

“Транснефть” разместилась с самой низкой доходностью за всю историю размещения долларовых еврооблигаций российскими компаниями, отмечает начальник управления анализа рынка облигаций МДМ-банка Михаил Галкин. Он добавляет, что до этого рекорд самой низкой доходности принадлежал Сбербанку, разместившему в ноябре 2006 г. пятилетние евробонды на $750 млн с купоном 5,93%.

Первоначально “Транснефть” хотела занять $750 млн, но из-за высокого спроса увеличила объем, говорит аналитик “Ренессанс Капитала” Николай Подгузов. Он отмечает, что “Транснефть” разместилась без премии к суверенным еврооблигациям России. Тогда как еврооблигации “Газпрома” торгуются с премией 0,4–0,5% к российским евробондам, Сбербанка и ВТБ – 0,3%. В отличие от этих компаний “Транснефть” – редкий заемщик, объясняет Подгузов.

“То, что “Транснефть” разместилась по такой низкой ставке, говорит о доверии инвесторов”, – радуется вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев. Он напоминает, что у компании один из самых высоких в России кредитных рейтингов – AA- от Moody’s и BBB+ от Standard & Poor’s.

А вот трейдеров слишком низкая процентная ставка по бондам “Транснефти” разочаровала. Премия по доходности бумаг компании оказалась “просто смешной”, говорит трейдер банка “Траст” Андрей Лифшиц. Размещение по ставке, равной суверенным еврооблигациям, слишком дорого, считает трейдер “Атона” Алексей Ю. По его мнению, справедливым был бы дисконт в районе 0,3%.

Из-за низкой доходности ажиотажа на вторичном рынке вокруг бумаг “Транснефти” сейчас нет, отмечает Подгузов. Вчера, по его словам, евробонды торговались ниже номинала. Он считает, что это временная реакция рынка и в будущем бумаги компании, которой гарантирована господдержка, будут пользоваться большим спросом. Лифшиц полагает, что из-за низкой доходности бумаги “Транснефти” будут интересны разве что некоторым портфельным инвесторам.

На строительство ВСТО “Транснефть” будет занимать и впредь, говорит Григорьев. Сейчас долг компании на эти цели вместе с размещением евробондов составляет порядка $4,3 млрд. Портфель планирующихся заимствований Григорьев раскрыть отказался. В будущем компания может прибегнуть как к выпуску облигаций, так и к привлечению синдицированного кредита, считает Подгузов. Но в любом случае компания будет стараться привлечь средства подешевле, говорит он, ведь доходность по евробондам станет для нее ориентиром.