ВЕКТОР


У двух надзоров

Шведско-финский оператор TeliaSonera, похоже, решил отказаться от своих планов получить контроль над российским сотовым оператором “Мегафон” и турецким оператором Turkcell. Переговоры скандинавов с другим владельцем этих активов, российской Altimo, управляющей телекоммуникационным бизнесом “Альфа-групп”, завершились ничем. TeliaSonera владеет 43,7% акций “Мегафона” и 37,04% Turkcell, а Altimo – 25,1% и 13,22% соответственно. Взамен своих долей Altimo предложила стать миноритарным акционером самой TeliaSonera. Правительство Швеции как раз планирует в течение трех лет продать долю государства в ряде компаний, и TeliaSonera является одним из основных активов в этом списке. Однако вчера председатель совета директоров TeliaSonera Том вон Веймарн в интервью шведскому изданию Dagens Nyheter сообщил, что сейчас для его компании этот вариант не оправдан. Пропавший у TeliaSonera интерес к сделке он объяснил тем, что доля “Альфы” в Turkcell мала, а права на блокпакет “Мегафона” компания до сих пор оспаривает в суде. TeliaSonera могла бы стать “естественным партнером” Altimo, и это уже вторая неудача российской компании, пытающейся стать крупным акционером международного оператора. В 2006 г. она рассчитывала обменять свои активы на миноритарный пакет норвежской Telenor, своего зарубежного партнера в “Вымпелкоме”, “Киевстаре” и Golden Telecom, но норвежское правительство выступило против.

По закону о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма все банки должны утвердить правила внутреннего контроля. Еще три года назад правительство выпустило специальное постановление, которое описывает порядок утверждения этих правил. Из него следует, что банки должны направлять свои правила на согласование в “соответствующий надзорный орган”. Проблема в том, что у большинства банков два надзирающих органа: Центробанк и Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР).

Двойной надзор, как следует из письма Ассоциации российских банков к премьер-министру Михаилу Фрадкову, постоянно приводит к курьезам. Одни и те же правила зачастую одним из надзирателей одобряются, а другим забраковываются. Иногда банкам даже приходится писать два варианта одних и тех же правил. Банкиры просят Фрадкова избавить их от кураторства ФСФР, что неудивительно: уйти из-под надзора ЦБ им точно не дадут.

Из ситуации есть и еще один выход – создание мегарегулятора, за которое уже долгое время ратует руководитель ФСФР Олег Вьюгин.

Не договорились