Защита по правилам


По принятому в 2003 г. закону о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах отечественные компании могут обращаться в Минэкономразвития, если резко возрастает импорт какого-либо товара, если продукция поставляется по демпинговым ценам или ее производство субсидируется. Чиновники должны провести расследование, и если импорт наносит ущерб отрасли, правительство вводит защитные меры.

Сейчас действует семь мер против импортной продукции. Еще два расследования – в отношении подшипников из Китая и сетки из стекловолокна – Минэкономразвития ведет. Против российских товаров установлено 65 барьеров в 17 странах. Еще 19 расследований проводится, 11 ранее введенных антидемпинговых мер пересматриваются.

Российские компании не очень активно пользовались возможностью защищаться от наплыва импорта, так что в конце 2006 г. Минэкономразвития стало проводить для них обучающие семинары. Скоро чиновникам будет проще разъяснить процедуру расследований: комиссия по административной реформе одобрила административный регламент, детально описывающий последовательность введения защитных мер. “Мы проводим такие расследования уже девять лет, а четкой процедуры нигде не было прописано”, – отмечает директор департамента Минэкономразвития Галина Баландина. Регламент позволит более четко организовать работу, рассчитывает она.

Чтобы убедить Минэкономразвития провести расследование, производитель аналогичного импортному товара должен доказать угрозу материального ущерба российской экономике и причинную связь потерь с демпингом, субсидиями или ростом импорта. Министерство может инициировать расследование и самостоятельно, если у него есть доказательства ущерба. Во всех трех случаях защитной мерой будет повышенная импортная пошлина или квота. Минэкономразвития уточняет объем производства товара, загрузку мощностей, цены на внутреннем рынке с помощью коллег в федеральных и региональных органах власти, посольствах, НИИ и т. д. Еще они должны оценить последствия введения меры для потребителей и спрогнозировать поведение компании в случае принятия мер. Материалы расследования направляются в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и Минфин, которые должны оценить влияние этих мер на конкуренцию и бюджет. Максимальный срок на расследование – 9 месяцев для специальных защитных мер, 12–18 для антидемпинговых и компенсационных.

На практике ограничение по срокам не соблюдается, пишет в заключении на проект регламента руководитель Центра торговой политики и права Анатолий Мартынов. Затягивание сроков связано с долгим согласованием решения с другими ведомствами и несоблюдением аппаратом правительства двухнедельного дедлайна на вынесение окончательного решения, добавляет он. Регламент ограничивает сроки на каждом этапе расследования: на рассмотрение заявления дается 30 дней, столько же на подготовку опроса, проверочный визит в недовольную компанию должен состояться не позднее 60 дней со дня получения ответов. Расследование считается законченным, когда положение о введении соответствующей меры вносится в правительство. “Нельзя сказать, насколько точно [срок] сократится благодаря регламенту”, – говорит чиновник Минэкономразвития. Регламент устанавливает персональную ответственность чиновников, критерии для принятия ими решений, порядок информирования заинтересованных лиц.

Регламент повысит прогнозируемость и прозрачность расследований, считает Мартынов. Действия чиновников будут более предсказуемыми, это даст возможность бизнесу эффективнее планировать свои действия в этой сфере, считает руководитель пресс-службы “Мечела” Алексей Сотсков. А сотрудник компании “В.А.В.С.” (крупнейший производитель лампочек в России) считает, что работа в Минэкономразвития и сейчас неплохо организована: “Нужно только уметь доказывать свою позицию и разговаривать на языке чиновников”. “В.А.В.С.” потратила полтора года, чтобы убедить чиновников в том, что китайский импорт уничтожает всю отрасль; правительство решило квотировать ввоз половины годового потребления лампочек, и китайцам досталось меньше 10% от общей квоты.