ИНТЕРВЬЮ: Александр Роднянский, гендиректор телехолдинга “CTC Media”


Первый после июньского IPO годовой финансовый отчет российского телехолдинга “CTC Media” не вызвал вчера восторга американских инвесторов. Сразу после объявления о невероятном росте выручки и прибыли котировки акций компании на NASDAQ упали почти на 4% и вернулись к прежним уровням лишь к середине дня. Все дело в том, что гендиректору “CTC Media” не удалось добиться результатов выше, чем ожидали аналитики. В 2007 г. положение может измениться. В интервью “Ведомостям” Александр Роднянский рассказал о грядущей экспансии “CTC Media” в страны СНГ, в сектор платного телевидения и о возможном приобретении третьего канала вдобавок к СТС и “Домашнему”.

– Вы довольны финансовыми результатами компании?

– Прошедший год – лучший в истории “СТС Media”. В прошлом году рынок телерекламы [в России] вырос на 36% (до $3,2 млрд, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России. – “Ведомости”), и, если бы мы продемонстрировали такие же темпы роста, это было бы уже замечательно, но выручка “СТС Media” выросла больше – на 56%. В условиях жесткой конкуренции у нас вырос показатель OIBDA – на 67,1% до $174 млн, что говорит о нашем умении контролировать расходы. В условиях, когда растут цены на сериалы, программные права и фильмы, мы сумели обеспечить жесткий контроль над расходами и добиться рентабельности по показателю OIBDA в 46,9%.

– Поделитесь секретом?

– “CTC Media” в первую очередь мотивирована экономически, а не в рамках спортивной борьбы за доли аудитории. Мы всегда пытаемся найти финансово эффективный баланс в эфире. СТС – один из очень немногих каналов, где в прайм-тайм можно увидеть международные сериалы. Это важно, потому что американские или европейские сериалы пока значительно дешевле. Для нас, конечно, важно добиваться зрительского успеха. Но не любой ценой.

– Каковы были расходы?

– Амортизация программных расходов, т. е. стоимость сетки на СТС, была $99,2 млн, а на “Домашнем” – всего $16 млн. Мы стараемся расходы жестко контролировать. Вот сейчас, к примеру, обсуждали покупку очень популярного зарубежного сериала. Поняв, что даже не “Первый канал” и не “Россия”, а кто-то третий ведет переговоры о покупке это сериала и готов заплатить втрое больше, чем мы считали разумным, мы вышли из игры. Мы пытаемся всегда искать максимально эффективное соотношение цена/качество, да и весь наш бизнес – поиск творческих решений.

– Как отразился на ваших расходах разрыв эксклюзивных отношений с производственной компанией “Амедиа”, с которой вы сняли почти все хиты СТС?

– У нас не было эксклюзива и, соответственно, не происходил разрыв. Мы открыто диверсифицировали производителей. Практически все проекты, которые развиваются у нас в эфире, плохи они или хороши, развиваются либо внутри CTC, либо совместно с нашими партнерами. Мы приходим на рынок не с вопросом “А есть ли у вас что-нибудь интересное?”, а с четким пониманием того, что нам нужно, что мы хотим сделать и в каких жанрах хотим развиваться. Поэтому мы чувствуем себя более уверенно, когда работаем с разными компаниями. Это эффективный метод борьбы с ростом цен на программный продукт, который последние годы опережал темпы роста рекламного рынка.

– А CTC много зарабатывает на продаже прав на продукцию?

– У нас традиционно доминируют рекламные доходы – 96,4% в общей структуре доходов. Остальные 3,6% приходятся в основном на продажу прав. Преимущественно это права на наши сериалы и ситкомы, которые мы реализуем напрямую, а не через наших партнеров-производителей в такие страны, как Украина.

– По данным TNS Gallup Media, в IV квартале 2006 г. доля аудитории CTC уменьшилась до 9% против 11,2% в IV квартале 2005 г. Почему это случилось?

– Успех всего канала зависит от успеха всего одного жанра – драматического сериала. Конкуренцию телеканалов определяет фактически один удачный телесериал, попавший в цель в 8 или 9 часов вечера. У нас был фантастический по силе год во многом благодаря сериалу “Не родись красивой”. Никто из нас не только не планировал, но и даже не мечтал о том, чтобы канал с результатами чуть более 10% вдруг в прайм-тайм – в 8 часов вечера – продемонстрировал 30%. При [показах] “Не родись красивой” мы смело занимались амортизацией библиотеки – показывали не самые зрелищные фильмы и сериалы, стараясь контролировать расходы еще жестче. Этот сериал оказался ответом на запрос нашей аудитории о том мире, в котором мы обитаем. Но наши планы на будущее всегда были связаны с более нормальными показателями прайм-тайма – почти вдвое меньшими, чем показатели “Не родись красивой”.

В новом сезоне, осенью 2006 г., мы предложили аудитории три проекта: “Кадетство”, “Петя Великолепный” и “Все смешалось в доме”. У нас сразу выстрелили 40 серий “Кадетства”, которые в среднем продемонстрировали долю 17%. Очень большой успех. При этом сериал для нас сделала молодая компания “Киноконстанта” по удобным для нас ценам и с полностью принадлежащими нам правами. Но сериал “Петя Великолепный” вместо планируемых 12% шел на уровне 7–8%. Потом вышло “Все смешалось в доме”. Сериал шел неплохо и удерживал 9% аудитории. Но поскольку было ясно, что он не поднимется выше, я решил осуществить давний замысел. Канал СТС похож на европейские и американские каналы Pro7, Sat1, Fox, M6, которые тоже ориентируются на молодежь, имеют сходный с нами программный продукт. И у этих каналов в прайм-тайме очень часто программируются ситкомы – несколько подряд. Поэтому я поставил в эфир между двумя популярными ситкомами “Моя прекрасная няня” и “Кто в доме хозяин?” новый ситком – “Папа на все руки”. Не прошло. Тем не менее мы спокойно завершили год, продемонстрировав фантастические результаты.

– В конце января “Медиа Сервис ВИ” разослала в рекламные агентства письмо с предупреждением о сокращении на канале СТС объемов размещения рекламы на 15% в феврале и 10% в марте. Чем это вызвано?

– Письмо – это не более чем рутинная работа по регулированию цен на основе наших прогнозов. Конкретное письмо, о котором ты говоришь, – результат трудов некоего неофита, работающего в “Видео Интернешнл”, который решил мотивировать рост рекламных цен своими личными размышлениями на тему программирования и сделал это неловко и некорректно. Вот и все. Речь шла о коррекции цен – их росте. Учитывая переспрос на рекламный ресурс СТС, самый дорогой, кстати, в стране. Сейчас наша доля [аудитории] растет (в феврале – 9,5%. – “Ведомости”), меняются прогнозы.

– У вашего крупнейшего акционера – компании Modern Times Group (MTG) – в России есть канал DTV. Никогда не обсуждался вопрос включения DTV в “CTC Media”?

– Это вопрос к акционерам DTV – к MTG. С точки зрения “СТС Media”, это был бы хороший поворот. С точки зрения компании MTG, присутствие в России и консолидация российского актива в своих финансовых показателях могут оказаться важнее, чем более агрессивное развитие “CTC Media”, в котором у MTG менее 40% и нет операционного контроля. Поэтому спрашивайте у MTG. Мы со своей стороны неоднократно озвучивали наш потенциальный интерес.

– Если DTV когда-нибудь войдет в состав “CTC Media”, на какую аудиторию он будет рассчитан?

– DTV или любой другой канал в случае приобретения нами будет рассчитан на ту аудиторию, которая окажется наиболее комплиментарной по отношению к рекламному предложению, которое мы имеем. Канал СТС – широкая целевая аудитория от 6 до 54 лет, лидер детского телесмотрения, сильные позиции в аудитории от 18 до 34 лет. Телеканал “Домашний” – это женская аудитория 25–60 лет, работающие женщины, для которых семейная жизнь и технологии частной жизни важнее, чем профессиональное развитие. Поэтому третий канал было бы логично нацелить на мужскую аудиторию, что помогло бы холдингу создать уникальное рекламное предложение.

– Вы заинтересованы в приобретении третьего канала?

– Мы заинтересованы не в банальном приобретении третьего канала, а в таком приобретении, которое не будет нарушать жесткие рациональные критерии, в которых мы существуем. Мы не участвуем в ценовых гонках. В расчете на рост стоимости актива наши акционеры – “Альфа” и MTG – изначально инвестировали около $40 млн и $60 млн соответственно, а сегодняшнюю стоимость их активов легко подсчитать по биржевым котировкам “CTC Media”: примерно $1 млрд – у каждого из ключевых акционеров.

– Активы в СНГ вас интересуют?

– Украина, Казахстан и Азербайджан – это быстро растущие рынки. А телеканалы на этих рынках пока не в состоянии производить конкурентный российскому программный продукт. Поэтому “CTC Media”, неполитическая, ориентированная на экономические показатели публичная компания, может оказаться привлекательным партнером для телекомпаний ближнего зарубежья. Их собственникам деньги не нужны – рынки быстро растущие, и, как правило, за каналами стоят самые крупные предприниматели. Единственное, чем им может быть интересна “СТС Media”, – это особой профессиональной экспертизой, библиотекой, умением строить бренды и развиваться быстрее рынка. Смотреть за пределы России мы начали недавно – несколько месяцев назад. Мы никоим образом не хотим оказаться ни заложниками, ни тем более участниками каких-либо политических процессов, но при этом хотим продемонстрировать потенциальным партнерам и нынешним акционерам возможности роста компании. Мы рассматриваем планы географического расширения не для того, чтобы поставить галочку.

– Есть еще какие-то направления развития “СТС Media?”

– Мы изучаем возможности новых сегментов медиа – кабельное телевидение, Интернет, сектор платного телевидения в целом. Основная специализация “СТС Меdia” – это контент-провайдер. Нашим контентом являются не фильмы или сериалы, а телеканалы. Мы доказали, что можем создавать телеканалы с нуля за очень короткий период времени. Канал “Домашний” был поставлен на ноги за два месяца и выведен на безубыточность по OIBDA менее чем за два года. И мы, без сомнения, сумеем построить то количество каналов, которое может оказаться привлекательно для зрителей. Мы готовы.

– Что изменилось в компании после IPO?

– Состав совета директоров изменился: по три представителя от основных акционеров – MTG и “Альфы” – и три независимых директора, которые представляют интересы публичных инвесторов. В рамках жестких требований SEC мы представляем отчетные документы, для подготовки которых нужно было в свое время кардинально реструктурировать деятельность компании.

– Планируете ли вы новые эмиссии акций? Насколько удачным вы считаете прошедшее летом IPO?

– Мы не планируем в данный момент новых эмиссий акций. В нашем случае IPO оказалось необычайно успешным. Мы привлекли $380,5 млн. Но главное – у нас появилась независимая оценка компании, которая позволила оценить и весь российский медийный рынок.