Прикрытое евроокно


“Экойл” открыл первую очередь деревообрабатывающего завода “Экойл-Лес” в конце 2001 г. в Богородском районе области. Площадь завода составила 142 000 кв. м. В 2001 г. была установлена линия по производству трехслойного клееного бруса мощностью 300–400 куб. м в месяц, а через два года – линия немецкой фирмы Waining по производству деревянных евроокон мощностью 800–1000 кв. м в месяц под маркой “Экойл-Лес”. Инвестиции составили более $3 млн. Главным инвестором выступила “Татнефть-Волга”. Присутствовавший на церемонии открытия завода тогдашний губернатор Нижегородской области Геннадий Ходырев отмечал, что “новый завод станет показательной площадкой, другие переработчики будут учиться у его мастеров обращению с древесиной”.

Как стало известно “Ведомостям”, в октябре 2006 г. арбитражный суд Нижегородской области ввел на “Экойл-Лесе” процедуру внешнего наблюдения, а в январе 2007 г. – конкурсное производства сроком на год. Инициаторами процедуры банкротства стали сами учредители компании. Конкурсным управляющим назначен Геннадий Хохлов, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих (СОАУ) “Альянс”. Хохлов отказался от комментариев.

Директор “Экойл-Леса” Сергей Петров рассказал “Ведомостям”, что изначально брус предполагалась продавать по $600–650 за 1 куб. м (цены на рынке в 1999 г.), а к запуску завода цена на клееный брус снизилась до $400–450 за 1 куб. м. В 2006 г. цена стала приближаться к планируемой, но время было упущено. По словам Петрова, основные средства были направлены на сырье, которое производится за Уралом. Кредиторская задолженность предприятия сейчас – около 75 млн руб., основной кредитор – “Татнефть-Волга”, сообщил Петров.

У компании возникли проблемы со сбытом. “Экойл-Лес” ориентировался на нижегородские компании, строящие дома в элитном секторе жилья. Несколько домов в Нижнем и Дзержинске даже были укомплектованы деревянными евроокнами “Экойл-Леса”, но большинство строителей предпочли более дешевые окна из стеклопластика, говорит Петров. Компании удалось выйти лишь на рынок Татарстана, где действуют ограничения на установку пластиковых окон в жилых помещениях. Объем производства окон удалось вывести в среднем на уровень 400 кв. м в месяц, но для стабильной работы завода этого не хватило, рассказывает Петров. Сейчас часть оборудования сдана в аренду, его загрузка составляет 20–25%. Большинство работников “Экойл-Леса” (около 200 человек) переведены на другие лесоперерабатывающие предприятия “Экойла”.

Гендиректор компании “Нижегородский дом и К” (в строящихся домах устанавливает пластиковые окна) Андрей Баранов полагает, что “Экойл-Лесу” не следовало выходить на рынок деревянных евроокон с такими большими мощностями. По словам директора центра научной экспертизы Татьяны Романчевой, при проектировании домов элит- и элит-бизнес-класса застройщики старались выбирать деревянные евроокна, но нижегородские производители не смогли обеспечить нужное качество и эти окна в основном поставлялись из Белоруссии. Вице-президент Нижегородской гильдии риэлторов Елена Соловьева говорит, что сейчас рынок элитного и коттеджного жилья только начал формироваться. Жалко, что “Экойл-Лес” не смог продержаться еще какое-то время – его продукция нашла бы спрос, полагает она.