Студент на час


В казанской сети бытовой техники и электроники Domo студентов берут на работу обычно в декабре. “В это время продажи компании возрастают в два раза”, – объясняет спрос на студенческий труд директор по персоналу сети Гульнара Сафина. Прямыми продажами новички здесь не занимаются, в их обязанности входит размещение товаров на полке, оформление витрин, упаковка и выдача оплаченного товара. Сафина уверяет, что с молодыми специалистами (за исключением промоутеров) заключают трудовой договор и в среднем они получают 18 000 руб. в месяц.

Что в студенте главное

Молодые люди подрабатывают и в магазинах российского подразделения IKEA – на постоянной основе (по выходным или в будни после учебы) или в составе студенческих бригад. “Услугами последних мы тоже пользуемся в пик продаж или когда готовим к открытию новый магазин”, – рассказывает Наталья Алтынова, PR-менеджер розничной сети.

В российском представительстве американской компании DuPont студентов нанимают в период летних каникул. “Поскольку летом многие сотрудники отправляются в отпуск”, – поясняет Елена Яценко, специалист компании по подбору персонала в Восточной Европе. Оплата работы стажеров здесь также “прямо пропорциональна количеству отработанных часов”. “Для студентов денежная мотивация не является основной, их привлекает получение опыта в международной компании”, – уверена Яценко. По ее мнению, главное в человеке, пришедшем на ассистентскую позицию, “тяга к знаниям и желание проявить себя”. Сколько в среднем стоит час работы временного сотрудника, в DuPont и IKEA сообщить отказались.

“Ни для кого не секрет, что большинство работодателей предпочитают выплачивать зарплату студентам наличными, без отчетных документов, – отмечает сотрудник крупной консалтинговой компании, пожелавший остаться неназванным. – Частое использование незаконных схем по привлечению труда студентов во многом связано с тем, что стажеры представляют собой почти идеальную рабочую силу, ведь профильное предприятие для них – хорошая возможность получения опыта по специальности”.

“Обычный путь карьерного роста в IKEA таков, – описывает Алтынова. – Студенты приходят в компанию на частичную занятость, после окончания учебы начинают работать полный день и при условии качественной работы и приобретения необходимых навыков могут стать менеджерами”. Если стажер “зарекомендует себя с хорошей стороны”, мы всегда обратим на него внимание, уверяет Сафина.

Удобная позиция

“Исследовательские агентства, к примеру, набирают студентов на позиции руководителей проектов. Экономия налицо: если специалист с опытом работы получает в этой должности $1700–2000, то студент – $400”, – рассказывает сотрудница крупной исследовательской компании в Москве, попросившая не называть ее имя в печати.

“Если работник не оформлен в штат, с ним, как правило, заключают гражданско-правовой договор подряда, – поясняет Ольга Мархайчук, юрист аудиторско-консалтинговой группы Energy Consulting. – То есть зарплату он получает за выполненную работу, а не за фактически отработанное время, и выходные и праздничные дни ему не компенсируются”. Нередко компании заключают со студентами такие договоры, тем самым освобождая себя не только от двойной компенсации выходных дней (обычно студенты работают именно в выходные и праздничные дни), но и от оплаты больничных листов, отпусков и других гарантий, которыми располагают штатные работники, добавляет Мархайчук. По ее словам, человек в этом случае вправе обратиться в суд, заручившись свидетельскими показаниями коллег и по возможности копиями документации, которая могла бы свидетельствовать о том, что трудовые отношения, оформленные ненадлежащим образом, “имели место быть”. Но работать в компанию его уже, конечно, не возьмут.

“Бывают ситуации, когда на крупном проекте не хватает рабочих рук, – объясняет позицию работодателя Елена Гороховатская, руководитель департамента рекламы и PR хедхантинговой компании Cornerstone. – А брать постоянного специалиста невыгодно, потому что проект временный”. Чаще всего студентов привлекают к организации круглых столов, работе на выставках, организации праздников, добавляет она.

Имеют право

Некоторые, в первую очередь западные компании, пытаются реализовывать программы по трудоустройству молодых специалистов. Так, в “Ника Моторс Холдинг” с открытием в 2007 г. новых центров “Тойота Центр Коломенское” и “Лексус Коломенское” студентов двух вузов Москвы – технического университета МАМИ и автомобильно-дорожного института – было решено брать на оплачиваемые стажировки. По словам Игоря Конина, руководителя учебного центра компании, на летнюю практику, которая длится полтора-два месяца, отбирают порядка 10–15 студентов. В зависимости от результатов работы каждый из них может остаться и пройти двухгодичное обучение в одном из центров компании. В конце каждого года новичок сдает экзамены. В первый год студенты проходят теоретическую подготовку и выполняют “простейшие практические манипуляции с автомобилями” – технические осмотры, предпродажную подготовку и т. д. Потом их передают в руки более опытных коллег, и они начинают работать по “плавающему” графику. В первый год молодым сотрудникам компания выплачивает стипендию в размере 1200–1500 руб. На втором году оплата труда рассчитывается по количеству отработанных часов. Максимально студент может заработать порядка $400, говорит Конин.

“Молодой специалист может получать зарплату ниже рыночной, есть даже бесплатные стажировки, но, учитывая, что любая работа в крупной компании дает человеку возможность многому научиться и окунуться в существующие реалии бизнеса, это вполне оправданно”, – считает Виктория Простова, рекрутер направления “Финансы” кадровой компании “Анкор”.

“Вряд ли студенты могут приносить пользу на стажировках”, – сомневается Александр Казаков, замгендиректора кадрового агентства Exclusive Personnel, и вспоминает, как в середине 90-х гг., когда он работал директором одного из филиалов кадрового агентства “Триза”, приглашенным на стажировку студентам поручили “в соответствии с квалификацией” рассортировать по папкам резюме кандидатов. “Резюме разложили, – рассказывает Казаков. – Только “сапожников к пирожникам”, а “пирожников к сапожникам”. Мы еще потом месяца три наводили порядок”.

А вот Евгений Павлов, студент гуманитарного факультета РГСУ, полагает, что работодатели (особенно в возрасте 50–60 лет) относятся к молодым специалистам предвзято. С такими “наставниками” ему довелось работать в 2004 г. в Московском доме общественных организаций на бесплатной стажировке. “Нам тогда поручили заполнять анкеты, в которых даже вопросы были составлены с орфографическими ошибками”, – вспоминает он. К замечаниям студентов, впрочем, никто не прислушивался.