Китайская коррекция


Вчера индекс РТС закрылся на уровне 1858, потеряв за два дня 6% – с рекордных понедельничных 1970 пунктов. А капитализация российских публичных компаний за это время снизилась на $64 млрд до $1,057 трлн, подсчитал стратег Альфа-банка Эрик Депой, в том числе на $16 млрд подешевел самый крупный российский эмитент – “Газпром”. За два дня акции “Татнефти”, “Сургутнефтегаза”, РАО ЕЭС подешевели на 8%, “Роснефти” – на 7%, “Газпрома” и “Лукойла” – на 6%, “Норникеля” – на 5%, сообщает аналитик “Ренессанс Капитала” Ованес Оганисян.

Пострадал отнюдь не только российский рынок. Началось с падения во вторник китайского индекса Shanghai Composite на 8,8% (крупнейшее за 10 лет); Франция и Германия упали на 3%, Великобритания – на 2,3%, Турция – на 4,5%, Бразилия – на 6,6%. Dow Jones упал на 3,3% – такого не было с 17 сентября 2001 г.

На следующий день падение продолжилось. Японский Nikkei упал на 2,9%, филиппинский рынок, который с января вырос на 12%, рухнул на 7,9% (самое крутое падение с азиатского кризиса в 1997 г.). Но зачинщик беды – Китай отыграл часть потерь: Shanghai Composite вырос на 3,9%.

Европейские индексы сразу потеряли 2–3%, затем отыграли – вслед за утренним ростом в США. “Эта коррекция [на мировых рынках] – не разовое событие. Но ее нельзя считать началом “медвежьего” тренда”, – считает Боб Паркер, зампредседателя Credit Suisse Asset Management.

Российские “голубые фишки” в среднем потеряли 2,5%, рассказывает главный трейдер “Тройки Диалог” Тимур Насардинов, по некоторым бумагам днем падение доходило до 5%. Да еще был последний день месяца и из-за налоговых платежей ликвидность была низкой, а ставки overnight доходили до 9% – у многих инвесторов просто не было средств на покупку акций, добавляет Депой. Основными игроками выступили хедж-фонды: с утра продавали, а к вечеру стали покупать бумаги – из-за роста рынка США (+0,7% к середине дня). Объем торгов российскими бумагами был колоссальным – около $5 млрд, вдвое больше обычного, восхищается Насардинов.

Единственной акцией, порадовавшей вчера инвесторов, стал Сбербанк, котировки которого выросли на 1,8%. С 1 марта доля “Сбера” в индексах MSCI удваивается и это стало причиной вчерашних покупок акций, объясняет Насардинов.

Акции Сбербанка в меньшей мере подвержены колебаниям, хотя фиксировать прибыль инвесторы могут и здесь, считает руководитель ФСФР Олег Вьюгин.

Резкое падение стимулировало активизацию участников на срочном рынке, говорит гендиректор агентства Derivative Expert Илья Ефимчук, обороты резко подскочили, особенно по фьючерсам и опционам на индекс РТС. Например, во вторник продавалось много опционов call на индекс РТС (а это одна из стратегий страхования от падения). Объем открытых позиций по индексным фьючерсам вырос с понедельника по среду на 11%, а вчера по этим инструментам был рекордный оборот – более 100 000 контрактов. “Рынок деривативов позволяет зарабатывать при любой конъюнктуре, и мы наблюдаем рекордные объемы торгов и открытых позиций – $5 млрд”, – добавляет исполнительный директор “Олмы” Андрей Белинский.

Российский фондовый рынок не переоценен, но он может пострадать вместе со всеми развивающимися рынками, считает Вьюгин: “Но я не думаю, что будет паника, основа нашего рынка – профессиональные, а не розничные инвесторы”. По его словам, после коррекции некоторое время инвесторы будут вести себя сдержанно и это приведет к волатильности и временному прекращению роста всех развивающихся рынков.

Эту коррекцию надо “пересидеть в деньгах”, советует Оганисян, но если ситуация будет развиваться по худшему сценарию, то коррекция по масштабам может быть сравнима с майской 2006 г. – тогда за две недели индекс РТС потерял 25%.

Депой возражает: для майской коррекции были фундаментальные причины, сейчас их нет. Нынешняя коррекция скорее психологическая, инвесторы искали повод, чтобы зафиксировать прибыль. Депой считает, что российский рынок может потерять 10–15%.

С фундаментальной точки зрения российский рынок по-прежнему привлекателен, уверен Депой, сейчас справедливое значение индекса РТС составляет 2150 пунктов. Потенциал роста рынка до конца года – 20%, полагает Вьюгин. Прогноз Оганисяна на конец года – 2500 пунктов по индексу РТС. (Использованы материалы FT.)