“Алроса” больше не хочет спорить


“Алроса” продавала большую часть добываемых алмазов De Beers больше 50 лет. Впервые Еврокомиссия заинтересовалась взаимоотношениями двух компаний в 2004 г. Тогда европейские чиновники предписали “Алросе” с 2004 г. ежегодно снижать поставки партнеру на $75 млн. В 2004 г. объем продаж алмазов в адрес De Beers составил $800 млн. Но в 2005 г. Еврокомиссия пересмотрела свой вердикт. Теперь “Алроса” должна была продать De Beers сырья в 2006 г. на $600 млн, в 2007 г. – на $500 млн, в 2008 г. – на $400 млн, а в 2009 г. прекратить поставки партнеру.

“Алроса” с вердиктом не согласилась. Летом компания подала иск в Европейский суд, оспаривающий это решение. А ее бывший президент Александр Ничипорук высказал даже надежду, что “решение будет позитивным”. Но новый президент “Алросы” Сергей Выборнов вчера заявил, что компания собирается рассмотреть возможность отзыва иска. По его словам, “Алроса” пытается оспорить в суде не само решение Еврокомиссии, а процедуру его принятия. “Я лично не совсем понимаю, зачем все это нужно. Зачем мы судимся? Чтобы нам отдали контракт с De Beers? Но в условиях отмены экспортных квот нам все равно нужно самим заниматься сбытом”, – заявил Выборнов “Интерфаксу”.

Ранее “Алроса” заявляла, что по новой сбытовой политике 60–65% ее сырья будут покупать сайт-холдеры, а остальное станет продаваться на тендерах и аукционах. Сколько сырья сейчас закупается сайт-холдерами и как будет строиться ее сбытовая политика, компания не раскрывает.

Партнера юридической фирмы “Юст” Артура Рохлина не удивляет решение “Алросы” об отзыве иска. С антимонопольными органами, тем более европейскими, сложно спорить, и у “Алросы” изначально было немного шансов на победу.

По данным отчета “Алросы” за IV квартал 2006 г., основными потребителями сырья компании на внутреннем рынке являются ограночные предприятия: в Якутии – “ЭПЛ Даймонд”, ДДК, в Москве – “Руиз Даймонд”, в Смоленске – ПО “Кристалл” и “Смоленск-Ориентал”. Часть сырья закупает Гохран. Крупнейшим зарубежным покупателем сырья “Алросы” был De Beers: с 2001 по 2005 г. “Алроса” продавала на экспорт больше половины своей продукции, доля De Beers в экспортных поставках снизилась с 2001 по 2005 г. с 50,9% до 22,8%.

В любом случае без покупателей “Алроса” не останется, в последнее время на рынке вновь появился спрос на сырье, говорит топ-менеджер крупного гранильного предприятия. Но стабильность продаж и независимость от колебаний на рынке “Алросе” гарантирована, в случае если ее сбытовая политика будет ориентирована на постоянных клиентов. А на их поиск еще потребуется время: De Beers годами “выращивает” своих сайт-холдеров, заключает собеседник “Ведомостей”.