“Роснефть” отдастся за долг


ЮКОС признан банкротом, его имущество будет продаваться с молотка для погашения многомиллиардных долгов. Первыми на аукцион выставлены 9,44% акций “Роснефти” по стартовой цене 191,9 млрд руб. ($7,34 млрд). На бирже вчера этот пакет стоил $8,07 млрд. Торги пройдут 27 марта. Главным претендентом на эти акции является сама “Роснефть”.

Конвертируемые облигации в основном покупают не ради доходности, а из-за возможности получить сами акции, продолжает Мамай. Но размещать акции на бирже сейчас “Роснефти” может быть невыгодно, считает начальник аналитического отдела “Брокеркредитсервиса” Максим Шеин, ведь недавно компания провела IPO, а дополнительное предложение ее бумаг может обвалить бумаги. Выброс на рынок конвертируемых облигаций тоже может снизить котировки, но не так сильно, считает он. Он оценивает это решение как наиболее выгодное для “Роснефти”.

Ее представитель отказывается говорить, для чего госкомпания собирается купить бумаги и как они будут использоваться. Раньше менеджеры “Роснефти” упоминали о возможности размещения этого пакета на бирже или использования его для “возможных слияний и поглощений”.

Как стало известно “Ведомостям”, компания планирует выпустить конвертируемые еврооблигации на часть этого пакета. Об этом рассказали два источника, близких к “Роснефти”, и инвестбанкир, знакомый с планами руководства госкомпании. Решение не принято, но идея обсуждается, утверждают все трое. Конвертируемые облигации можно разместить с премией к рынку и получить на 20–30% больше денег, чем при размещении тех же акций на рынке, рассказывает один из собеседников “Ведомостей”.

Конвертируемые облигации – гибрид между размещением акций и облигаций. Идеология инструмента в том, что инвестор может получить вместо номинальной стоимости облигаций акции по заранее оговоренному курсу, рассказывает аналитик МДМ-банка Михаил Галкин, а этот курс обычно выше стоимости акций на момент размещения. Это значит, что для получения одинаковой суммы компания резервирует под облигации меньшее число акций, чем ей понадобилось бы при прямой продаже, продолжает его коллега из “Ренессанс Капитала” Павел Мамай. Оба называют плюсом этого инструмента для эмитента более низкую доходность (без учета опциона на получение акций), чем у обычных бондов.

Компании имеет смысл выпускать конвертируемые облигации в том случае, если она ожидает роста капитализации, продолжает Мамай. “Роснефть” как раз рассчитывает на это: ее президент Сергей Богданчиков на днях прогнозировал, что капитализация его компании в 2007 г. вырастет более чем на 20%. Аналитики большинства инвестбанков прогнозируют, что в течение года цена акций “Роснефти” вырастет. Расчетная цена “Ренессанс Капитала” – $9,75 (на 20% выше вчерашнего закрытия), Deutsche UFG – $9,45 (17%), “Уралсиба” – $9,2 (14%), “Атона” – $9,99 (24%), МДМ-банка – $9,4 (16,5%). А вот Альфа-банк, “Тройка Диалог” и UBS прогнозируют цену ниже вчерашнего закрытия.

Конвертируемые долги особенно популярны среди развивающихся компаний, которым просто так в долг не дают, а если и дают, то дорого, отмечает Галкин. “Роснефть” вскоре может исчерпать возможность дешевых необеспеченных долгов, продолжает Шеин. На 30 сентября долг госкомпании превысил $12 млрд. А скоро она может занять еще до $24,5 млрд на покупку активов ЮКОСа. Часть этих денег госкомпании вернется после распродажи активов ЮКОСа, ведь она является одним из его крупнейших кредиторов (сумма доказанных претензий – $9,9 млрд). Привлеченные при выпуске еврооблигаций средства будут учитываться как долг компании, говорит Мамай. За раз “Роснефть” может выпустить облигации на несколько миллиардов долларов, говорит Галкин. Мамай прогнозирует объем размещения более $1 млрд.

Конвертируемые еврооблигации в России применяют не часто, говорит Галкин: этот механизм в 2001 г. использовал “Вымпелком”, в 2002 г. – ЮКОС. В 2002 г. пятилетние облигации на $350 млн разместил “Лукойл”. Срок погашения бумаг наступает 29 ноября 2007 г. На 9 января держатели облигаций конвертировали 99% облигаций (346 259) в 16,8 млн акций “Лукойла” (почти 2% акций). “Мы использовали этот инструмент, чтобы снизить риски для иностранных инвесторов при вложении в рискованный актив”, – говорит представитель “Лукойла”, но теперь компания предпочитает банковские кредиты.