Рынок на $7 млрд


Еще год назад собственный план реформы у РЖД был такой. К 2007 г. она хотела учредить одну грузовую “дочку”, которая получила бы почти все вагоны, а выручка от локомотивной тяги, как и прежде, оставалась бы у госмонополии. Но с прошлой осени Минтранс начал готовить альтернативный план – допустить частников к рынку локомотивной тяги, а вагонный парк РЖД выделить в отдельную госкомпанию. Президент РЖД Владимир Якунин настаивал на своем, убеждая чиновников, что от IPO грузовой “дочки” монополия может получить до 120 млрд руб. и потратить их на инфраструктуру.

Теперь РЖД готова пойти на уступки. В январе она подготовила новую модель железнодорожной реформы (ее копия предоставлена “Ведомостям” в РЖД). В документе указывается, что национальным публичным перевозчиком, который не может никому отказать в перевозке груза, должна остаться только РЖД. Но на “отдельных маршрутах” монополия согласна развивать конкуренцию между операторами, владеющими как вагонами, так и локомотивами.

Для этого нужно внести изменения в законодательство о железнодорожной реформе и утвердить новый, третий тип тарифа – за перевозку в частных составах, объясняет менеджер РЖД. Сейчас грузоотправитель может везти вагонами РЖД, уплачивая 100% ее тарифа. Владелец собственных вагонов получает скидку в 15% за так называемую “вагонную составляющую”. Тариф на перевозку грузов в частных составах будет ниже еще примерно на 30% за счет “локомотивной составляющей”, заключает менеджер РЖД.

Оценить объем “локомотивной составляющей” в выручке РЖД эксперты не берутся. В 2005 г. доходы монополии от грузоперевозок составили 585 млрд руб. Получается, что 30% от этой суммы составляет 175 млрд руб. (по текущему курсу $7 млрд). В 2010 г., по оценкам РЖД, рынок локомотивной тяги вырастет до 400 млрд руб. (при 1,25 трлн руб. выручки РЖД от грузоперевозок).

Правда, монополия не хочет, чтобы частные составы ездили повсюду. РЖД предлагает Минтрансу раз в год устанавливать “полигоны” курсирования для частных поездов с локомотивами. Ведь сразу посчитать локомотивную часть тарифа невозможно: она зависит не только от типа груза (как вагонная часть тарифа), но и от веса, мощности состава, типа трассы и проч., поясняет сотрудник РЖД. Но чиновник Минтранса добавляет, что РЖД предложила ввести также список из 24 требований, которым должны отвечать частные перевозчики. “РЖД хочет сама выбирать, кого допускать на рынок, а кого нет”, – возмущается чиновник Росжелдора. Он говорит, что Минтранс настаивает на том, чтобы частные составы могли свободно курсировать по территории всей страны.

Заместитель гендиректора “Трансгаранта” Николай Фалин говорит, что уступкой РЖД смогут воспользоваться лишь очень крупные перевозчики. Только они смогут собрать целый состав. “Но и им будет выгодно возить груз своим локомотивом только на короткие расстояния”, – говорит Фалин.