Вспомнили о покупателе


Осенью прошлого года у “АвтоВАЗа” начались трудности с продажей машин. По официальным данным самого “АвтоВАЗа”, на площадках дилеров на конец февраля скопилось около 68 000 автомобилей, а на складах завода в регионах – около 35 000. Вчера совет директоров автоконцерна рассмотрел и принял “Программу поддержки и стимулирования сбыта автомобилей Lada в 2007 г.”, которая поможет “АвтоВАЗу” продать на внутреннем рынке 690 000 машин из 771 600, запланированных к производству, сообщил представитель “АвтоВАЗа” Иван Скрыльник.

Меры таковы. С февраля “АвтоВАЗ” ввел трехлетнюю гарантию на все переднеприводные автомобили Lada.

Следующим шагом “АвтоВАЗ” усилит рекламную поддержку продаж, и в первую очередь это коснется новой модели завода – Lada Priora. Весенняя и осенняя рекламные акции будут проходить в региональных и федеральных СМИ, как печатных, так и телевизионных, обещает Скрыльник, но не раскрывает размер рекламного бюджета.

Наконец, автоконцерн намерен предложить покупателям “пакет фирменных страховых продуктов” и новую льготную программу автокредитования “Lada-кредит”. Ее “АвтоВАЗ” собирается вести через тольяттинский банк “Автомобильный банкирский дом” (группа “АвтоВАЗ” контролирует 99,99% акций), говорит Скрыльник. Но детали этой программы он раскрыть отказался, объяснив, что ее разработка еще не закончена.

“Автомобильный российский дом” выдает кредиты на покупку Lada с 2003 г. Сейчас его ставка по пятилетнему кредиту составляет 16% годовых в рублях, по трехлетнему – 17,5%, размер первоначального взноса варьируется от 15% до 25%.

Эти условия очень выгодны самому банку, но не покупателям машин, констатирует председатель правления “Межпромбанка Плюс” Игорь Лысенко: в Москве средняя ставка в валюте сейчас составляет 9–10%, по регионам – около 14% в рублях.

С запуском новой программы ставки “Автомобильного банкирского дома” упадут, уверяют несколько источников на “АвтоВАЗе”. “Автомобильный банкирский дом” намерен секъюритизировать вазовский кредитный портфель в западных банках, что и позволит ему снизить ставки по автокредитам. Названия банков, с которыми ведутся переговоры, собеседники “Ведомостей” не раскрыли. Но руководитель Роспрома Борис Алешин ранее рассказывал “Ведомостям”, что “АвтоВАЗ” ведет переговоры о сотрудничестве, в том числе и по потребительскому автокредитованию, с Raiffeisenbank.

Начальник дирекции по работе с физическими лицами Raiffeisenbank Роман Воробьев заверил, что никаких соглашений с “АвтоВАЗом” не подписано и о переговорах ему неизвестно. Но заметил, что “АвтоВАЗу” сначала надо создать портфель, который можно секъюритизировать, и его объем должен составлять не менее $400 млн.

Дилеры уверены, что спрос на кредитную программу “АвтоВАЗа” будет. Гендиректор компании “Гермес-Лада” Александр Чулков говорит, что сейчас в кредит по всей стране продается 30% Lada, но это в основном дилерские программы. Программа “Автомобильного банкирского дома” в Москве, по его информации, вообще не действует. Процентная ставка по всем этим программам выше 10% в валюте, т. е. больше, чем при продаже иномарок, сообщает Чулков – и выражает уверенность, что новая программа “Lada-кредит” должна хотя бы сравнять эти цифры.

Лысенко подчеркнул, что секьюритизация кредитов действительно даст возможность “Автомобильному банкирскому дому” снизить ставку, но насколько – зависит и от самого банка.

Аналитики не уверены, что только эти меры помогут “АвтоВАЗу” выровнять продажи. Заниматься автокредитованием надо, хвалит завод аналитик “Уралсиба” Кирилл Чуйко, но это должно быть дополнением к привлекательной цене и качеству автомобиля.

“АвтоВАЗу” надо быть ближе к клиенту, согласен аналитик “Метрополя” Александр Жуков.