ПРАВИЛА ИГРЫ: Сидите дома


Люди в Москве так много ездят, что уже давно все мешают друг другу. С разной периодичностью (как правило, пять дней в неделю) они садятся в машины или на общественный транспорт только для того, чтобы добраться до работы и вернуться домой. На 1 декабря 2006 г. во всех сферах экономики города было занято 6,2 млн человек (это только официально, по данным Мосгорстата). А ведь есть еще, например, пенсионеры и школьники, которые тоже имеют привычку куда-то ездить.

И вот каждый рабочий день они стоят часами в пробках или бьются за место в вагоне метро. Дороги не справляются, метро на пределе.

От метро до офиса или завода тоже еще надо добраться. Здесь крупные компании помогают своим сотрудникам, арендуя маршрутки, чтобы довезти трудовые ресурсы до места работы. Хороший метод – но облегчает приблизительно десятую часть пути.

Между тем именно компаниям приносит главные издержки несовершенство транспортной системы. Это издержки не только из-за потери рабочего времени, но и из-за психологических и физических усилий трудящихся, потраченных впустую. Сотрудник приезжает на работу усталым и раздраженным. В итоге – снижение производительности труда и качества работы.

Пока что это компенсируется другими вещами, прежде всего концентрацией финансовых и административных ресурсов в Москве. Однако можно предположить, что в какой-то момент издержки передвижения по городу вырастут настолько, что многие виды деятельности в Москве вслед за городом встанут.

Представим себе фантастическое решение: применение принципа корпоративной маршрутки на уровне всего города. Бизнес мог бы заняться строительством своих транспортных систем: свое метро, свои дороги, свои канатные трассы и дирижабли. Крупные компании могли бы создать платную инфраструктуру бизнес-класса в масштабе города. Но даже если представить, что компаниям будет разрешено это сделать, неизбежная зарегулированность и административные издержки обессмыслят любой бизнес-план.

Есть, конечно, и более реалистичные решения. Они опробованы во многих крупнейших городах мира и представляют собой различные правила и ограничения: взимание платы за въезд в центр города, дестимулирование пользования личным транспортом и развитие общественного, установление очередности для машин с четными и нечетными номерами и т. д. Почему бы не применить их по отдельности или в комбинации? К сожалению, и такие варианты выглядят фантастически – именно в применении к России, где любые ограничения автоматически создают коррупционную стоимость. То есть подобные меры могут быть введены, но пробки меньше не станут.

Несколько менее фантастическим выглядит исход офисов и производств из Москвы. Токари и пекари должны стоять у станка и печи – бизнесу должно быть выгодно вывезти этот станок и эту печь за МКАД. Это выгодно и государству, так как способствует развитию территорий. Но и здесь, к сожалению, не обойтись без чиновников.

А самый реальный вариант – полностью удаленный режим работы для всех, кому не нужно стоять у станка. Здесь все зависит только от технологий и готовности госучреждений и компаний работать дистанционно. Депутатам не понадобится нанимать милицейский эскорт для проезда по улицам. А белые воротнички, сейчас бессмысленно потеющие в машинах на Третьем кольце, смогут работать дома.