Совфед не принимает


Закон о госзакупках действовал в течение года. 21 февраля депутаты одобрили поправки, улучшающие, на их взгляд, прозрачность процедуры и убирающие некоторые административные барьеры. Пятничное решение Совфеда отклонить их было неожиданным. Семь сенатских комитетов из восьми (включая профильный, по промышленной политике) поддержали законопроект, против был только бюджетный комитет. Его недовольство вызвало лишение организатора госзакупок права требовать у потенциальных поставщиков наличия производственных мощностей, оборудования, трудовых и финансовых ресурсов и права запрашивать сведения об отсутствии налоговой задолженности.

В принятом Госдумой законопроекте о госзакупках конкретные претензии сенаторов были учтены, рассказывает Валентин Завадников, председатель комитета СФ по промышленной политике. У сенаторов есть претензии к самому закону о госзакупках, но это не повод отклонять снижающие его коррупциоемкость поправки, считает Завадников. Отклонение проекта удивило и начальника управления Федеральной антимонопольной службы Михаила Евраева. Возможность выставлять квалификационные требования к участникам торгов делает конкурс управляемым, считает председатель комитета по промышленности Госдумы Мартин Шаккум. Нельзя разрешать компаниям, выполняющим закупки для чиновников, запрашивать у конкурсантов сведения, составляющие налоговую тайну, считает Шаккум, достаточная мера – требование от поставщика 5%-ного депозита или 30%-ных банковских гарантий.

Это уже пятый законопроект, отклоненный СФ с начала года. Аналогичная участь постигла законопроекты об особой экономической зоне в Магаданской области, о разграничении полномочий с Татарстаном, поправки в законы о противодействии легализации преступных доходов, о ветеринарии и об общих принципах самоуправления. А 27 декабря сенаторы отклонили три законопроекта сразу – о переезде Конституционного суда, поправки в Гражданский кодекс и о продлении действия особого налогового режима в Магаданской области.

Всего в 2006 г. было отклонено семь законопроектов, в 2005 г. – шесть. Этот показатель резко вырос в последние месяцы: с декабря сенаторы завернули восемь документов.

Шаккум уверен, что причиной тому предвыборная политика. Политическая конкуренция между “Единой Россией и “Справедливой Россией” ведет к конкуренции двух палат парламента (чьи председатели возглавляют две партии), констатирует руководитель Центра политической конъюнктуры Константин Симонов. К тому же сенаторы давно хотят доказать, что с ними нужно считаться, добавляет Алексей Макаркин из Центра политических технологий. Хотя 90% сенаторов – члены ЕР, ими движет корпоративный интерес, считает Макаркин. Пока же они не выдерживают конкуренции с нижней палатой парламента: лоббистские деньги идут в Госдуму, замечает Симонов.

На действительно серьезные законопроекты сенаторы, считает Макаркин, не посягнут даже в разгар предвыборной борьбы. Им важно не “провалить законопроекты”, а подчеркнуть свою самостоятельность, уверен он: “Два-три незначительных изменения – и сенат проголосует за”. Если президент Владимир Путин не одернет сенаторов, то, войдя во вкус, они могут сыграть на законах о недрах, об иностранных инвестициях в стратегические отрасли и даже на законе о бюджете, возражает Симонов.