Вакансия от Уоррена Баффетта


О том, что 76-летний Баффетт готовит преемника, которому со временем перейдет управление Berkshire Hathaway, известно давно. Год назад в письме акционерам он рассказал, что в компании есть три кандидата на пост гендиректора и председателя совета директоров. За год эти планы не изменились. “Директора точно знают, кто заменит меня, если я умру сегодня вечером, – говорится в его новом письме акционерам, опубликованном на днях, – каждый из них гораздо моложе меня, потому что мой преемник должен остаться в компании надолго”.

Но оказалось, что до сих пор Berkshire Hathaway не удалось найти менеджера, способного заменить Баффетта в инвестиционном бизнесе. Сам Баффетт признает, что это – слабое место компании. Его преемником считался Луис Симпсон, занимающий пост инвестдиректора в автостраховочной Geico (входит в Berkshire Hathaway). Но Симпсону уже 70 лет, и хотя Баффетт считает, что тот сможет стать идеальным инвестдиректором на короткое время, для долгосрочного развития Berkshire Hathaway нужен другой человек.

Подходящего кандидата у компании пока нет. Поэтому Баффетт готов взять на этот пост наемного менеджера, правда, требования к кандидату будут суровыми. Претендент должен быть значительно моложе Баффетта и уметь управлять громадным инвестпортфелем. Такого менеджера, по признанию самого Баффетта, найти несложно. Но Berkshire Hathaway нужен человек, “генетически запрограммированный распознавать риски и избегать их, в том числе таких, с которыми еще не сталкивался”. От кандидата также потребуются независимое мышление, эмоциональная уравновешенность и глубокое понимание поведения как отдельных индивидуумов, так и институтов.

По признанию Баффетта, такого человека будет непросто найти, но еще труднее – удержать в Berkshire Hathaway, где вознаграждение топ-менеджеров гораздо ниже, чем в других фондах или инвестбанках. Сам Баффетт получает всего $100 000 в год (но его состояние Forbes оценивает в $42 млрд), вице-президент и финдиректор компании Марк Хэмбург заработал $562 500 в 2004 г. и $612 500 в 2005 г. Вознаграждение же руководителей крупных финансовых компаний США, как правило, измеряется десятками миллионов долларов.

Баффетт вообще не считает, что деньги – лучшая мотивация для менеджеров. В Berkshire Hathaway решение о вознаграждении гендиректоров более 40 дочерних компаний он принимает единолично, называет себя “чумой для компенсационных комитетов” и с гордостью рассказывает, что за 42 года его руководства Berkshire Hathaway не покинул ни один топ-менеджер. В 1967 г. Berkshire Hathaway купила за $8,6 млн две страховые компании – National Indemnity и National Fire & Marine у Джека Рингуолта. То, что Рингуолт окажется хорошим менеджером, Баффетт, по его словам, понял, когда тот опоздал на подписание сделки из-за того, что искал на парковке счетчик с не использованным предыдущим клиентом временем.